Все словари     Target-Multimedia  
 
 
 
 01
 02
 03
 04
 05

Энциклопедический словарь :: В

 «  
верф  |  верхнед  |  верхни  |  верхо  |  верш  |  вес  |  весн  |  вест
  » 

ВЕСНА см. Времена года.

ВЕСНИК Евгений Яковлевич (р. 1923) российский актер, народный артист СССР (1989). С 1964 в Малом театре в Москве. Снимается в кино.

ВЕСНИНЫ российские архитекторы, братья:

1) Леонид Александрович (1880-1933).

2) Виктор Александрович (1882-1950), академик АН СССР (1943).

3) Александр Александрович (1883-1959).С 1925 Веснины возглавили направление конструктивизма в отечественной архитектуре. Создавали коллективные проекты, уделяя особое внимание функциональному назначению сооружения, внедряли в строительство новые конструкции и материалы - Днепрогэс (1927-32), Дворец культуры автозавода им. Лихачева в Москве (1-я очередь в 1930-34).ВЕСНИНЫ, российские архитекторы, братья, постоянно работавшие в творческом содружестве. Вместе прошли путь от дореволюционной к советской неоклассике - через яркий этап авангарда 1920-х гг. Выходцы из купеческой семьи, жили преимущественно в Москве.Леонид Александрович Веснин [28 ноября (10 декабря) 1880, Нижний Новгород - 8 октября 1933, Москва], учился в Академии художеств у Л. Н. Бенуа. Виктор Александрович Веснин [28 марта (9 апреля) 1882, Юрьевец, Ивановская область - 17 cентября 1950, Москва], учился в Институте гражданских инженеров (1901-12). Был председателем Оргбюро Союза архитекторов СССР (1932-39), первым президентом Академии архитектуры СССР (1939-49), действительным членом АН СССР (с 1943). Александр Александрович Веснин [16 (28) мая 1883, Юрьевец - 7 ноября 1959, Москва], учился там же (1901-12), а также в художественных студиях К. Ф. Юона, Я. Ф. Ционглинского (1907-11) и В. Е. Татлина (1912-13).Ранний период. Модерн, неоклассика и рационализм Стиль модерн, а также неоклассика (наиболее значительный пример - дом Сироткина в Нижнем Новгороде, 1913, где А. Веснин исполнил и декоративную живопись) дореволюционных работ братьев эволюционировали в сторону раннего рационализма (банк Юнгера на Кузнецком мосту в Москве, 1913). Рационалистическая линия укрепилась в их творчестве и за счет того, что, начиная с 1914, Виктор Веснин проектировал промышленные сооружения, а Леонид Веснин, помимо промышленного зодчества, активно занимался и соответствующим градостроительством (создал проект Шатурской ГРЭС и рабочего поселка при ней, 1918-25; реализован лишь частично).СценографияФункционально-индустриальное начало, однако, нередко соединялось с тонкой иронией, ощущением мира как театра; в этом плане особенно важна была роль Александра Веснина. Пройдя период беспредметного, близкого супрематизму искусства, он сотрудничал с Камерным и Малым театрами, а также с театром В. Э. Мейерхольда. Им были созданы новаторские, этапные для сценографии 20 в. работы, соединившие гибкую органическую ритмику модерна с мотивами тотально-механического "нового мира", что явилось ироническим преображением принципов конструктивизма (наиболее характерный и известный пример - оформление спектакля "Человек, который был Четвергом" по Г. К. Честертону в Камерном театре, 1923).Конструктивизм Целый ряд проектов (здание "Ленинградской правды" и дом общества "Аркос", оба - 1924) и реализованных построек братьев Весниных в Москве (Дом общества политкаторжан, ныне Театр-студия киноактера, 1931-34) вошли в золотой фонд конструктивизма (Ле Корбюзье назвал даже Александра Веснина "основоположником" последнего). Стремление выразить в облике здания его "производственный характер", то есть его функцию в целом, претворялось у них в изящной легкости, даже игривости композиций, динамике эффектно сменяющих друг друга зрительных ракурсов. С наибольшей полнотой эти принципы были воплощены в здании Дворца культуры ЗИЛа (1930-34). Здание доминирует в окружающем городском пейзаже как светлый "корабль будущего", однако данное строительство отразило и вопиющий антиисторизм тогдашней официальной культуры (поскольку новый комплекс демонстративно возвели на территории ценнейшего памятника старомосковского барокко, Симонова монастыря 17 в., который в результате был большей частью разрушен).Неоклассицизм В последующий период братья Веснины, сохраняя четкую функциональность общей композиции и плана, вновь обращаются к неоклассике, придавая ей теперь особый монументальный размах. Исполинский комплекс Днепрогэса (1927-32) исполнен впечатляюшего величия. Возведенный же при ГЭС новый район Запорожья (1928-30) воплотил в себе авангардные тенденции городской планировки - с открытыми кварталами, "комплексами зданий, поставленных на зеленую площадь" (а не замкнутых, как прежде, по периметру улиц). С 1934 Виктор Веснин работает главным архитектором Наркомтяжпрома, сосредоточив в своих руках управление всей промышленной архитектурой СССР, равно как - и даже в значительной степени - и строительство новых городов. Братья, казалось бы, обретают оптимальные условия для проектно-строительной деятельности, - если бы не суровая реальность сталинской индустриализации, которая нивелирует и сводит на нет гуманистическое содержание самых смелых архитектурных идей. Наиболее честолюбивые из поздних замыслов Весниных (проекты Дома Наркомтяжпрома на Красной площади, 1934, и второго Дома Совнаркома в Зарядье, 1940; оба не осуществлены) страдают гигантизмом, игнорирующим традиции московского зодчества. Искусство братьев Весниных оказало большое воздействие на развитие отечественного зодчества еще и потому, что оба младших были высокоодаренными педагогами (они преподавали во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе и Московском архитектурном институте).Литература:Ильин М. А. Веснины. М., 1960.Чиняков А. Г. Братья Веснины. М., 1970.М. Н. Соколов  

ВЕСНУШКИ желто-коричневые пигментные пятна у человека на открытых частях тела (лицо, руки). Появляются под действием солнца (весной), иногда радиоактивных излучений и химических раздражителей.

ВЕСНЯНКИ (укр. белорус. - веснавые, рус. - заклички), обрядовые календарные песни призыва весны, приуроченные к равноденствию. Прежде веснянкам приписывали магическое значение.

ВЕСНЯНКИ отряд насекомых. Крылья в размахе 1-8 см. Ок. 2000 видов, преимущественно в Северном полушарии. Обитают у проточных водоемов, особенно в горах. Взрослые насекомые появляются ранней весной. Личинки веснянки - корм промысловых рыб.

ВЕСОВОЙ АНАЛИЗ то же, что гравиметрический анализ.

ВЕСОС (Vesaas) Тарьей (1897-1970) норвежский писатель. В романах "Черные лошади" (1928), "Птицы" (1957) и др. - переплетение реальности с символикой и аллегорией. Роман "Большая игра" (1934) из крестьянской жизни; новеллы и стихи в духе модернизма, пьесы.

ВЕСПАСИАН (Vespasianus) (9-79) римский император с 69, основатель династии Флавиев. Значительно шире, чем его предшественники, распространял на провинциалов права римского и латинского гражданства.

ВЕСПРЕМ город в Венгрии, административный центр медье Веспрем. 64,3 тыс. жителей (1991). Машиностроение, текстильная, химическая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность. Готическая капелла 13 в., барочный дворец епископа (18 в.).

ВЕСПУЧЧИ (Vespucci) Америго (1454-1512) мореплаватель. По происхождению флорентиец. Участник нескольких испанских и португальских экспедиций (1499-1504) к берегам Юж. Америки, названной им Новым Светом. Впервые высказал предположение, что эти земли - новая часть света, которую лотарингский картограф М. Вальдземюллер назвал (1507) по имени Америго Веспуччи Америкой.ВЕСПУЧЧИ (Vespucci) Америго (9 марта 1454, Флоренция - 22 февраля 1512, Севилья), итальянский мореплаватель, один из первооткрывателей Южной Америки, дельты Амазонки, Венесуэльского залива, лагуны Маракайбо и Бразильского нагорья; главный пилот (штурман) Испании (1508). Первая половина жизненного пути Родившись в семье нотариуса, Веспуччи получил домашнее гуманитарное образование. Долгое время служил в банкирском доме Медичи. В 1490 переехал в Испанию, где работал агентом той же фирмы в Севилье, занимаясь в основном оснащением судов. Досконально изучил устройство кораблей, освоил навигацию и астрономию, составил различные карты. В 1492 перешел на испанскую морскую службу, принимал участие в экипировке второй и третьей экспедиций Христофора Колумба, с которым дружил. До 1499 Веспуччи никуда не плавал. Первое плавание В 1499-1500 был штурманом в экспедиции Алонсо Охеды (на трех судах), командуя двумя кораблями, снаряженными за свой счет. Летом 1499 флотилия подошла к северному побережью Южной Америки у 5° или 6° северной широты, где разделилась. Веспуччи двинулся на юго-восток, 2 июля открыл дельту Амазонки и ее устьевой рукав Пара, на лодках проник вверх на 100 км. Затем он продолжил плавание к юго-востоку до бухты Сан-Маркос (44° западной долготы), выявил около 1200 км северной приморской полосы Южной Америки, обнаружил Гвианское течение. Оттуда Веспуччи повернул вспять и в августе догнал Алонса Охеду близ 66° западной долготы. Следуя на запад вместе, они открыли более 1600 км южного берега материка с полуостровами Парагуана и Гуахира, заливами Тристе и Венесуэльским, лагуной Маракайбо и несколькими островами, включая Кюрасао. Осенью Веспуччи вновь отделился от Охеды, обследовал побережье Южной Америки на 300 км к юго-западу и вернулся в Испанию в июне 1500. Второе плавание В 1501-02 Веспуччи состоял на португальской службе как астроном, навигатор и историограф в 1-й португальской экспедиции Гонсалу Куэлью на 3-х судах. В середине августа 1501 они подошли к атлантическому побережью Южной Америки у 5° 30 южной широты и прошли до 16°, повторив открытия испанца Бортоломе Рольдана (1500). 1 января 1502 экспедиция обнаружила бухту Рио-де-Жанейро (Гуанабара), проследила берег на 2000 км к юго-западу (до 25° южной широты) и, убедившись, что земля по-прежнему тянется в том же направлении, повернула назад. Одна каравелла прибыла в Португалию в конце июня, другая с Куэлью и Веспуччи - в начале сентября (третью, пришедшую в негодность, пришлось сжечь). Третье плавание В 1503-04 Веспуччи командовал каравеллой во 2-й экспедиции Гонсалу Куэлью на шести судах. В начале августа 1503 у открытого ими острова Вознесения (8° южной широты) один корабль затонул, 3 пропали без вести. Каравеллы Веспуччи и Куэлью достигли бухты "Всех святых", обнаруженной еще в предыдущем плавании у 13°. Высадившийся по приказу Веспуччи отряд впервые поднялся на крутой уступ Бразильского нагорья и проник на 250 км в глубь страны. В гавани у 23° южной широты во время 5-месячной стоянки португальцы построили флот, где оставили 24 моряка, и с грузом сандалового дерева возвратились в Лиссабон в конце июня 1504. Происхождение названия "Америка" и последние годы жизниВ результате плаваний вдоль северных и восточных берегов новооткрытой земли у Веспуччи сложилось правильное представление о ней как о южном заатлантическом материке, и в 1503 в письме на родину он предложил именовать материк Новым Светом. В 1507 лотарингский картограф Мартин Вальдземюллер приписал открытие "четвертой части света", сделанное Колумбом, Веспуччи и "окрестил" этот континент Америкой в честь Америго Веспуччи. В 1538 это, уже признанное название, было распространено на карте Меркатора и на Северную Америку. В 1505, после вторичного переезда в Испанию, Веспуччи получил кастильское подданство. В 1508 назначен на новоучрежденную должность главного пилота Испании и занимал ее до своей смерти.Веспуччи как личность.По отзывам современников, он был исключительно честным, умным и наблюдательным человеком. Обладая недюжинным литературным талантом, частенько преувеличивая, Веспуччи описывал природу открытых стран, внешний вид и быт индейцев, звездное небо южного полушария, однако постоянно умалчивал о начальниках экспедиций и своей роли в них. Веспуччи никогда не притязал на лавры Колумба, сыновья которого также никаких претензий к нему не предъявляли. Сочинения:Письма Америго Веспуччи: Пер. с лат.и итал. // Бригантина-71. М., 1971.Литература: Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. М., 1983. Т. 2, гл. 5, 6 и 9.В. И. Магидович  

ВЕССЕЛЬ Николай Христианович (1837-1906) российский педагог и публицист. Редактор журналов "Учитель" (1861-64), "Педагогический сборник" (1864-1882), "Задушевное слово" (1885-1900). Труды по теории педагогики.

 «  
верф  |  верхнед  |  верхни  |  верхо  |  верш  |  вес  |  весн  |  вест
  » 
 
 

    Словарь русского языка
Copyright © Target-Multimedia, 2008-2012. Все права защищены.
   
Страница сгенерирована за: 0.01352 секунд. Кэширование включено. Сервер 2.