Все словари     Target-Multimedia  
 
 
 
 01
 02
 03
 04
 05

Энциклопедический словарь :: Т

 «  
тат  |  татарс  |  тати  |  тау  |  таус  |  тах  |  тац  |  ташк
  » 

ТАТИАН (2 в.) христианский писатель-апологет. Знаток греческой риторики и философии, обратился в христианство в Риме; был учеником Иустина Мученика, после казни которого удалился в Сирию, где испытал влияние гностических учений. Автор популярной в древности апологии христианства "Речь против эллинов".

ТАТИКАВА город в Японии, на о. Хонсю. 153 тыс. жителей (1990). Авиакосмическая промышленность.

ТАТИШВИЛИ Цисана Бежановна (р. 1937) грузинская певица (сопрано), народная артистка СССР (1979). С 1963 в Грузинском театре оперы и балета.

ТАТИЩЕВ Василий Никитич (1686-1750) российский историк, государственный деятель. В 1720-22 и 1734-37 управлял казенными заводами на Урале. В 1741-45 астраханский губернатор. Труды по этнографии, истории, географии, "История Российская с самых древнейших времен" (кн. 1-5, 1768-1848).

ТАТИЩЕВ Дмитрий Павлович (1767-1845) российский дипломат, посол в Мадриде (1815-2..

1), Гааге (1821-22), Вене (1826-4..1). В 1822 уполномоченный на последнем (Веронском) конгрессе Священного союза, принявшем решение о вооруженном вмешательстве в Испании для восстановления абсолютизма.  

ТАТИЩЕВ Сергей Спиридонович (1846-1906) российский историк. Труды по истории русской дипломатии и внешней политики, биография Александра II; "Род Татищевых 1400-1900" (1900).

ТАТЛИН Владимир Евграфович (1885-1953) российский живописец, график, художник-конструктор, театральный художник, заслуженный деятель искусств России (193..

1). Как живописец был близок к кубизму и футуризму ("Натурщица", 1913). Один из основоположников отечественного художественного конструирования (орнитоптер "Летатлин", 1930-3..1), кинетического искусства (модель памятника 3-му Интернационалу, 1919-20); проектировал массовые бытовые вещи.  

ТАТЛИН Владимир Евграфович [16 (18) декабря 1885 Москва - 31 мая 1953, там же], российский художник, дизайнер, сценограф, один из крупнейших представителей новаторского движения в искусстве 20 в., родоначальник художественного конструктивизма. Годы юности и ученичестваТатлин родился в семье инженера-технолога, учился в Харьковском реальном училище. Пятнадцатилетним подростком, убежав из дому, устроился юнгой на пароход и побывал в Стамбуле, затем плавал на учебном парусном судне. В 1905-10 учился в Пензенском художественном училище, где получил звание "профессионального рисовальщика". Параллельно занимался в ряде студий Москвы и Петербурга. В каникулярные месяцы ученических лет много занимался изучением и копированием образцов древнерусского искусства. Став художником, в начале 1910-х гг. несколько раз совершал морские путешествия, нанимаясь на лето в Одессе матросом.Вхождение в круг новаторовВ конце 1900-х - начале 1910-х гг. художник сблизился с отечественными авангардистами, прежде всего с М. Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой, поэтами Велимиром Хлебниковым, А. Е. Крученых и другими. В те годы в сферу интересов Татлина входили в основном живопись и рисунок. Самыми значительными работами стали холсты "Матрос (Автопортрет)" (темпера, 1911, Русский музей), "Продавец рыб" (клеевые краски, 1911, Третьяковская галерея). Моряки, рыбаки - романтические герои, связанные с морем, - часто бывали персонажами его рисунков и холстов; отождествление себя с бывалым "морским волком" - черта длительного периода в биографии Татлина.Татлин быстро выдвинулся в среде русских авангардистов; участвовал в иллюстрировании футуристических книг, в конце 1911 оформил спектакль "Царь Максимилиан" в Московском литературно-художественном кружке, затем самостоятельно работал над сценографией опер М. Глинки "Жизнь за царя" (1913-15) и Р. Вагнера "Летучий голландец" (1915-18).Летом 1912 организовал в Москве собственную студию, в которой занимались живописью многие "левые художники", ведя аналитические исследования формы. С этого времени и до конца 1920-х гг. Татлин был одной из двух центральных фигур русского авангарда, наряду с К. С. Малевичем, в соперничестве с которым развивал свои художественные открытия, легшие в основу будущего движения конструктивистов.Участник множества отечественных выставок, в феврале-марте 1914 как певец и бандурист сопровождал выставку русского народного искусства в Берлине, затем поехал в Париж, где посетил мастерскую Пикассо. Создание контррельефовВ мае 1914 в Москве Татлин организовал "Первую выставку живописных рельефов". Выставленные произведения (их другими названиями были "материальные подборы", "контррельефы") представляли собой объемно-пространственные композиции, изготовленные из заведомо "нехудожественных" материалов - железа, картона, дерева, стекла, штукатурки и т. д., иногда в комбинации с бытовыми предметами или фрагментами готовых изделий (обоями, тисненой фольгой, ножкой стула, консервной банкой и т. д.). Контррельефы Татлина, в которых материалы, существующие в жизни, стали и объектом искусства, и самим искусством, наметили выходы к новым пространственным концепциям и послужили мощным стимулом в самоопределении многих русских мастеров-новаторов. Послереволюционная деятельностьПосле Октябрьской революции Татлин энергично включился в общественно-художественную жизнь: в 1917 был членом "левого блока", председателем "молодой фракции" в профессиональном союзе художников-живописцев, с 1918 - председатель Московской художественной коллегии Наркомпроса, член музейного отдела, инициатор создания музеев нового типа ("музеев художественной культуры"). В 1917 оформил вместе с Г. Б. Якуловым и другими кафе "Питтореск". Был председателем Объединения левых течений в искусстве (1921-25), руководил Отделом материальной культуры Государственного института художественной культуры (1923-25) в Петрограде-Ленинграде."Модель проекта Памятника 3-му Коммунистическому Интернационалу"В 1919-20 Татлин спроектировал и изготовил модель своего самого знаменитого творения - Памятника 3-му Коммунистическому Интернационалу ("Башни Татлина") - выставленную в декабре 1920 в Москве во время работы 8-го съезда Советов. Сооружение, превосходившее в полтора раза по высоте Эйфелеву башню, было задумано как административный и агитационно-пропагандистский центр Коминтерна, организации, готовившей человечество к мировой революции. Конструкция из "металлических" балок (изготовленных на самом деле из деревянных реек) и четырех вращающихся с разными скоростями прозрачных объемов должна была вмещать исполнительные, законодательные и пропагандистские учреждения Коминтерна. Энергичная диагональ "Башни Татлина" сочеталась с двумя охватывающими ее спиралями, вращающиеся объемы были вписаны внутрь обнаженной каркасной структуры. Грандиозное здание-монумент, сконструированное на основе новаторских художественно-пластических и технико-инженерных форм, обладало утилитарным назначением, и вместе с тем его образ был неразрывно связан с символическим выражением утопических социально-общественных идеалов. Сам Татлин почитал свое творение высшим достижением "синтеза методов живописи, скульптуры и архитектуры". Оригинальная пятиметровая модель "Башни Татлина", выставленная в последний раз в 1930, была затем утрачена (наиболее точная из многочисленных реконструкций модели "Башни" была создана в России в 1992-93).Деятельность Татлина в 1920-е гг.В 1919-25 художник был связан с Петроградом-Ленинградом; в 1925-27 работал в Киеве, преподавал в Киевском художественном институте; с 1927 и до конца дней проживал в Москве. В 1923 в Государственном институте художественной культуры в Петрограде Татлин поставил спектакль "Зангези" по поэме Велимира Хлебникова, где выступил как режиссер, сценограф и актер, создав свой вариант "конструктивистского театра". В тот же период мастер обратился к деятельности в утилитарно-прикладной сфере, создал многочисленные эскизы мужской и женской одежды, характеризовавшиеся простотой и практичностью, проектировал посуду, мебель и т. д. Дизайнерское мышление Татлина отличалось необычной чертой: он стремился выдвинуть проектную идею, реализация которой в лучшем случае была бы возможна в будущем. В 1929-32 художник и его помощники работали над уникальной моделью одноместного летательного аппарата "Летатлин", испытания которого закончились неудачей. Последние десятилетия жизниВ 1931 Татлин получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1932 состоялась его единственная прижизненная персональная выставка. Начиная с 1930-х гг., творчество художника шельмовалось как "формалистическое". Татлин вынужден был зарабатывать на хлеб как театральный художник, консультант в архитектурной мастерской, руководитель бригады художников, исполнявших наглядные пособия для Московского государственного университета. С конца 1930-х гг. обратился к реалистической живописи, создав немалое количество натюрмортов, пейзажей, портретов. Возрождение интереса к наследию Татлина началось в 1960-е гг., с тех пор в разных странах мира были проведены многочисленные выставки, позволившие оценить вклад выдающегося русского мастера в художественную культуру 20 в.Литература:Владимир Татлин: Ретроспектива / Сост. Ан. Стригалев и Юрген Хартен на рус. и нем. яз. Кельн, 1993.Shadowa L. A. Tatlin. Budapest, 1984. (Переиздана в 1987 на нем., в 1988 на англ., в 1989 на франц. яз.).А. С. Шатских  

ТАТРАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК в Словакии, основан в 1948, площадь 50 965 га; в Польше - в 1954, площадь 22 075 га. Горные хвойные, смешанные и широколиственные леса, альпийские луга Татр. Рысь, медведь, олень, серна, косуля, беркут, филин, глухарь и др. Туризм.

ТАТРЫ (Tatry) (Высокие Татры польск. Tatry Wisokie; cловац. Vysoke Tatry), горный массив в Польше и Cловакии, наиболее высокий в Карпатах (г. Герлаховски-Штит, 2655 м). Длина 65 км. Хвойные леса, луга. Кары, ледниковые озера. Национальный парк. Курорты, центры зимних видов спорта (Закопане, Штрбске-Плесо и др.).

ТАТСКИЙ ЯЗЫК язык татов, относится к иранской группе индоевропейской семьи языков. Распадается на 2 диалекта: северный и южный. Северный диалект является одним из литературных языков Дагестана. Письменность на основе русского алфавита.

ТАТУИРОВКА (полинезийск.) нанесение на тело рисунков накалыванием и втиранием под кожу красящих веществ.

ТАТХАГАТА (санскр. так пришедший) в буддийской мифологии эпитет будды или архата.

ТАТЫ народ в Российской Федерации (в основном в Дагестане - 12,9 тыс. человек; всего 19,4 тыс. человек, 1992) и Азербайджане (10,2 тыс. человек). Язык татский. Верующие таты - иудаисты, мусульмане-сунниты, христиане-монофиситы.

ТАТЬЯНИН ДЕНЬ 12 января старого стиля. В этот день в 1755 императрица Елизавета Петровна подписала Указ об учреждении Московского университета. В 19 - нач. 20 вв. студенты, преподаватели и выпускники университета ежегодно отмечали Татьянин день (днем - торжественный акт в университете, вечером - традиционный ужин в ресторане "Эрмитаж"). Празднование Татьянина дня описано многими мемуаристами.  

ТАТЬЯНИЧЕВА Людмила Константиновна (1915-80) русская поэтесса. Сборники стихов: "Верность" (1944), "Родной Урал" (1950), "Синегорье" (1958), "Малахит" (1960), "Зорянка" (1970), "Пора медосбора" (1974), "Хвойный мед" (1978).

 «  
тат  |  татарс  |  тати  |  тау  |  таус  |  тах  |  тац  |  ташк
  » 
 
 

    Словарь русского языка
Copyright © Target-Multimedia, 2008-2012. Все права защищены.
   
Страница сгенерирована за: 0.00949 секунд. Кэширование включено. Сервер 2.