Все словари     Target-Multimedia  
 
 
 
 01
 02
 03
 04
 05

Энциклопедический словарь :: Ж

 «  
жо  |  жол  |  жор  |  жу  |  жуж  |  жук
  » 

ЖОРДАН (Jordan) Мари Энмон Камиль (1838-1922) французский математик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1895). Труды по алгебре, теории функций, топологии и кристаллографии.

ЖОРДАНИЯ Ной Николаевич (1869-1953) лидер грузинских меньшевиков. В 1893-98 один из руководителей "Месаме-даси". Член ЦК РСДРП в 1907-12. Депутат 1-й Государственной думы. В 1917 председатель Тифлисского совета. С 1918 председатель правительства Грузии. С 1921 в эмиграции.

ЖОРЕС (Jaures) Жан (1859-1914) руководитель Французской социалистической партии, затем СФИО (с 1905). Основатель газеты "Юманите" (1904). Активно выступал против колониализма, милитаризма и войны. Убит 31 июля 1914, в канун 1-й мировой войны. Исследования по истории Французской революции кон. 18 в.

ЖОРЖ (George) (наст. фам. Веймер Weimer) Маргерит Жозефин (1787-1867), французская актриса. На сцене с 1802 (в "Комеди Франсез" и других театрах Парижа). В 1808-12 выступала в Санкт-Петербурге и Москве.

ЖОРЖ САНД см. Санд Ж.

ЖОСКЕН ДЕПРЕ (Josquin Despres) (ок. 1440-1521 или 1524) франко-фламандский композитор. Обобщил достижения полифонической нидерландской школы. Его гуманистическое искусство оказало большое влияние на развитие западноевропейской музыки.

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ по металлу, русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ. Возникновение промысла Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине (см. Федоскинская миниатюра). В 1825 художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье-маше, позже лакирное производство по папье-маше было переведено в селе Осташково. Организация артелей В последующие годы промысел распространился по окрестным деревням, появились мелкие крестьянские мастерские. В нач. 20 в. спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась "Новосильцевская трудовая артель", выпускавшая металлические лакированные подносы. Позднее аналогичные артели организовались в других селах: в Жостове - в 1924 "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь", в 1925 "Лакировщик"; в Троицком - "Свой труд". В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель "Металлоподнос" с центром в деревне Жостово. Формирование жостовской манеры росписи К середине 19 в. в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера, приемы и технологические особенности росписи. Основным мотивом жостовской росписи становится цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета, золотые потали или перламутр. В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок, находящийся в прямой связи с традицией народной росписи на деревянных и берестяных изделиях. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры или по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, отточенные практикой предыдущих поколений жостовских мастеров. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. Особенности производства Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. После повторной шлифовки на поднос наносится несколько слоев цветного лака с полировкой каждого слоя. После завершения подготовительного процесса поднос поступает к живописцу. Особенности росписи При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой. Первая - "подмалевок", когда мастер широкой кистью, без предварительного рисунка, набрасывает силуэт композиции и определяет основной колорит. Затем поднос покрывают прозрачным лаком, полируют и возвращают живописцу. Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные места - наносит "тенежку", после чего осуществляет "бликовку" - выполняет белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы. Завершают работы по выявлению основных форм букета "чертежка" и "посадка семенцов" - прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок. И наконец в просветах между цветами и листьями выписывается травный узор - делается "привязка". Борта подноса украшаются тонким декоративным орнаментом. После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой. Последняя операция - наводка зеркального блеска - выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка. Старейшие мастера Важная роль в развитии жостовской росписи принадлежит старейшим жостовским мастерам: И. С. Леонтьеву, М. Р. Митрофанову, П. И. Плахову, А. Е. Вишнякову, А. И. Лезнову, А. П. Гогину. В 1960-е гг. спецартель была преобразована в Жостовскую фабрику художественной росписи, где работают заслуженные мастера: Б. В. Графов, Д. Д. Кледов, Н. Н. Гончарова, Н. Н. Мажаев, В. И. Дюжаев, М. П. Савельев и молодые художники Л. И. Рябинина, А. Н. Голубева и др. Будущие художники-жостовцы обучаются в Федоскинском художественном училище.  

ЖОТРАН (Jottrand) Люсьен Леопольд (1804-77) деятель Бельгийской революции 1830, один из основателей и председатель Брюссельской демократической ассоциации.

ЖОФФР (Joffre) Жозеф Жак (1852-1931) маршал Франции (1916). В 1911-14 начальник Генштаба. В 1-ю мировую войну главнокомандующий французской армией (1914-16), добился победы в Марнском сражении (1914).

ЖОФФРУА СЕНТ-ИЛЕР (Geoffroy Saint-Hilaire) французские зоологи, отец и сын:

1) Этьен (1772-1844), эволюционист, один из предшественников Ч. Дарвина. Развивал учение о единстве плана строения всех животных, которое объяснял общностью их происхождения; критиковал учение Ж. Кювье о неизменяемости видов (публичная дискуссия, 1830). Положил начало экспериментальной тератологии и учению об акклиматизации животных.

2) Изидор (1805-61), академик (1833) и президент (1856-57) Парижской АН, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1856). Труды по тератологии, приручению и акклиматизации сельскохозяйственных животных. Автор первого курса общей биологии (1840).  

ЖОХОВА ОСТРОВ в архипелаге Де-Лонга (Российская Федерация), в Восточно-Сибирском море. Ок. 58 км2. Высота до 123 м. Тундровая растительность. Полярная станция (с 1955).

ЖОШУЙ (Эдзин-Гол в верховьях - Хэйхэ), река в Китае. Ок. 900 км. Истоки в горах Наньшань; протекает через пустыни Алашань и Гоби, впадает несколькими рукавами в озера Гашун-Нур и Сого-Нур. Летнее половодье.

ЖРД см. Жидкостный ракетный двигатель.

ЖРЕЧЕСТВО общественная группа, занимавшаяся отправлением культов в архаических религиях (жертвоприношениями, молитвами и т. д.); сохранилась у некоторых народов Африки, Юж. Америки, Океании. В мировых религиях преемником жречества стало духовенство.

 «  
жо  |  жол  |  жор  |  жу  |  жуж  |  жук
  » 
 
 

    Словарь русского языка
Copyright © Target-Multimedia, 2008-2012. Все права защищены.
   
Страница сгенерирована за: 0.00862 секунд. Кэширование включено. Сервер 2.