Все словари     Target-Multimedia  
 
 
 
 01
 02
 03
 04
 05

Энциклопедический словарь :: П

 «  
поку  |  поле  |  полев  |  полен  |  полз  |  полив  |  полиг  |  полид  |  полик  |  полим  |  полин
  » 

ПОЛЕНОВ Алексей Яковлевич (1738-1816) российский историк, просветитель. В сочинении "О крепостном состоянии крестьян в России" (1766, опубликовано 1865) предлагал ограничить крепостное право.

ПОЛЕНОВ Андрей Львович (1871-1947) один из основоположников нейрохирургии в СССР, академик АМН (1945). Труды по травматологии и хирургии периферической и вегетативной нервной системы, проводящих путей головного и спинного мозга. Государственная премия СССР (1946).

ПОЛЕНОВ Андрей Львович (р. 1925) российский физиолог, морфолог, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Исследовал структуры гипоталамуса и роль его нейрогормонов в регуляции функций организма в норме и патологии.

ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич (1844-1927) российский живописец. Сын Д. В. Поленова. Передвижник. Пленэрные пейзажи ("Московский дворик", 1878), бытовые ("Больная", 1886), исторические картины. В композициях на евангельские сюжеты стремился к заострению их современной нравственной проблематики ("Христос и грешница", 1886-87). Театральный художник, организатор народного театра. Автор музыкальных сочинений (опера "Призраки Эллады", романсы и др.).  

ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич [20 мая (1 июня) 1844 Петербург - 18 июля 1927, Борок, ныне Поленово Тульской области], российский художник. В своем творческом пути органично соединил верность традициям реализма 19 в. с чертами символизма и модерна. Родился в семье археолога и библиографа Д. В. Поленова. Учился в Академии художеств (1863-71), брал также частные уроки у П. П. Чистякова и И. Н. Крамского. Как пенсионер Академии художеств, посетил в 1872-76 Италию, Францию и Германию. Участвовал в качестве добровольца в сербо-черногорско-турецкой войне 1876 и как художник-корреспондент - в русско-турецкой войне 1877-78. Путешествовал по Ближнему Востоку и Греции (1881-82, 1899 и 1909), Италии (1883-84, 1894-95). Был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Пленэрная живопись Ранние картины Поленова (такие, как "Право господина", 1874, Третьяковская галерея) решены в духе салонного романтизма. Но славу ему принесли гораздо более естественные и задушевные образы, где влияние И. Е. Репина и А. П. Боголюбова соединилось с богатым опытом работы на пейзажной натуре. Мастерство пленэрной живописи, отдельные черты импрессионизма сочетаются в этих вещах ("Московский дворик", 1878; "Бабушкин сад", 1878; "Заросший пруд", 1879; все - там же) с задумчивой лирикой, созвучной "пейзажу настроения" саврасовско-левитановского толка. С годами Поленов стремится придать своей палитре все большую психологическую выразительность ("Больная", 1886, там же); его многочисленные - русские и зарубежные - этюды с натуры полны искренней теплоты чувства. Но это чувства скорее созерцательные, чем драматически страстные или мистические. Поэтому серия евангельских картин, над которой художник истово работал многие годы ("Христос и грешница", 1886-87, Русский музей; "На Тивериадском озере", 1888, "Среди учителей", 1896; обе - в Третьяковской галерее) производит двойственное впечатление. Считая, что от церкви, находящейся в состоянии глубокого упадка, свойство дарить людям "счастье и радость" переходит к искусству ("Иначе оно ничего не стоит", - из письма В. М. Васнецову, 1888), Поленов стремится решить нравственную сверхзадачу именно в религиозных образах, - которые, однако, очаровывают отнюдь не своим этическим посланием, а живостью пейзажных и этнографических наблюдений. Театр и архитектура Черты модерна, с его стремлением к созданию "сверхпроизведений", синтетически объединяющих разные виды искусства, отчетливей всего проявились в театральных и архитектурных работах Поленова. Он оформлял спектакли в абрамцевском доме и Московской частной русской опере С. И. Мамонтова (опера "Призраки Эллады" на музыку самого художника, 1906 и др.), тесно сближая принципы "живописного театра" с музыкально-драматической фактурой пьесы. С 1910 художник активно содействует самодеятельному театральному творчеству, выступая как руководитель Секции содействия фабричным и заводским театрам (с 1915 - Дом театрального просвещения имени В. Д. Поленова). Живой интерес мастера к национальной архитектурной старине проявился уже в этюдах, изображающих Теремной дворец и соборы Московского Кремля (1877). Поленов внес большой вклад в русский стиль внутри модерна, создав эскизы церквей, построенных в Абрамцеве (в соавторстве с В. М. Васнецовым, 1881-82) и Бехове под Тарусой (1906). Историческая стилизация под средневековье, характерная для этих храмов, отступает на задний план перед общей комфортностью и пластической выразительностью планировки и объемов в зданиях собственного дома (1891-92) и мастерской (так называемое "Аббатство", 1904) на Оке. После Октябрьской революции художник жил в своей усадьбе Борок, как на островке старой Руси, занимаясь живописью и руководя деревенскими театральными кружками. Превратил усадьбу в музей, который в 1939 был передан его родственниками государству. Учениками Поленова (в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал в 1882-95) были И. И. Левитан, К. А. и С. А. Коровины, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и др. известные мастера.  

ПОЛЕНОВ Дмитрий Васильевич (1806-78) российский историк государственной школы, библиограф, член-корреспондент Петербургской АН (1861). Труды о русских летописях. Исследования и публикации по истории Уложенной комиссии.

ПОЛЕНОВ Константин Павлович (1835-1908) российский металлург. Разработал способ производства упрочненных железных рельсов (1864) и процесс бессемерования жидкого малокремнистого чугуна с предварительным подогревом его в пламенной отражательной печи - т. н. русское бессемерование (1875-76).

ПОЛЕНОВА Елена Дмитриевна (1850-98) российский живописец и график. Дочь Д. В. Поленова. Поэтические иллюстрации к русским народным сказкам, навеянные народным искусством, рисунки для резной мебели и утвари, близкие к стилю "модерн".

ПОЛЕНОВО (до 1931 Борок) музей-усадьба (с 1991 Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник) В. Д. Поленова в Тульской обл., на правом берегу р. Ока, в 12 км от ж.-д. ст. Тарусская. В Поленове - собрание картин Поленова, И. Е. Репина, К. А. Коровина, В. А. Серова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, И. Н. Крамского и других русских художников.  

ПОЛЕНЦ (Polenz) Вильгельм фон (1861-1903) немецкий писатель-натуралист. Показал гибель патриархального уклада в трилогии "Сельский священник" (1893), "Крестьянин" (1895; одобрен Л. Н. Толстым), "Могильщик" (1897).

ПОЛЕССК (до 1946 Лабиау) город в Российской Федерации, Калининградская обл. Железнодорожная станция. 7,0 тыс. жителей (1993). Рыбокомбинат. Основан в 1258.

ПОЛЕССКАЯ НИЗМЕННОСТЬ (Полесье) на юге Белоруссии, севере Украины и западе Российской Федерации, в бассейне Припяти, Ср. Днепра и Десны. Ок. 270 тыс. км2, высота 100-250 м. Значительная часть Полесской низм. заболочена (проводится мелиорация); много озер; ок. 1/3 занято лесами (главным образом сосновыми).

ПОЛЕССКИЙ ЗАПОВЕДНИК на Украине, Житомирская обл., в верховьях р. Уборть. Основан в 1968. Площадь 20 097 га. Типичные ландшафты и растительность (сосняки, черноольшаники) Волынского Полесья. Лось, бобр, кабан и др. Гнездится 90 видов птиц, в т. ч. тетерев, глухарь, рябчик.

ПОЛЕСЬЯ равнинные территории, свойственные районам распространения древних аллювиальных и флювиогляциальных отложений (главным образом песков) в окраинной полосе материкового оледенения Европы (напр., Полесская низм., Мещерская низм., равнины восточных районов Польши).

"ПОЛЕТ" первые в космической технике советские маневрирующие искусственные спутники Земли (изменялись высота и плоскость орбиты в полете). Запущены "Полет-1" (1963) и Полет-2" (1964).

ПОЛЕТАЕВ Анатолий Иванович (р. 1963) российский баянист, дирижер, народный артист СССР (1991). Художественный руководитель и главный дирижер (с 1968) Русского народного оркестра "Боян". 2-я премия на Международном конкурсе аккордеонистов и баянистов "Дни гармоники" в Клингентале (1966).

ПОЛЕТАЕВ Николай Гаврилович (1889-1935) русский поэт. Был членом литературной группы "Кузница" (с 1920). В поэзии - мотивы одиночества, воспоминания о городском детстве. Сборники: "Стихи" (1919), "Песня о соловьях" (1921), "Сломанные заборы" (1923), "Резкий свет" (1926), "О соловьях, которых не слыхал" (1932) и др. Рассказы (сборник "Железнодорожники", 1925).  

ПОЛЕТАЕВ Федор Андрианович (Поэтан) (1909-45) солдат Советской Армии, герой Движения Сопротивления в Италии, Герой Советского Союза (1962, посмертно). Бежал из плена в 1944 и сражался в итальянской партизанской дивизии. Погиб в бою.

ПОЛЕТТА (paulette) во Франции 17-18 вв. ежегодный денежный взнос в казну, производившийся государственными чиновниками. Уплата полетты давала им право продажи, передачи по наследству занимаемой должности.

ПОЛЕЩУК Александр Федорович (р. 1953) летчик-космонавт Российской Федерации (1993), Герой Российской Федерации (1993). Полет на "Союзе ТМ-16" и орбитальном комплексе "Мир" (январь - июль 1993).

 «  
поку  |  поле  |  полев  |  полен  |  полз  |  полив  |  полиг  |  полид  |  полик  |  полим  |  полин
  » 
 
 

    Словарь русского языка
Copyright © Target-Multimedia, 2008-2012. Все права защищены.
   
Страница сгенерирована за: 0.00933 секунд. Кэширование включено. Сервер 2.