Все словари     Target-Multimedia  
 
 
 
 01
 02
 03
 04
 05

Энциклопедический словарь :: П

 «  
порту  |  порф  |  пос  |  посе  |  посл  |  посо  |  посп  |  пост  |  посте  |  посто  |  посы  |  поте
  » 

ПОСТЕЛЬНАЯ КАЗНА личное хранилище великого князя (царя) в России 2-й пол. 15-17 вв. (одежда, украшения, посуда, иконы, рукописи, архив). Находилась в ведении постельничего.

ПОСТЕЛЬНИЧИЙ в России 15-17 вв. ведал постельной казной, внутренним распорядком великокняжеских (царских) покоев, мастерской палатой, в которой шили белье и платье для царя и членов его семьи. Постельничий хранил личную печать царя и часто возглавлял его канцелярию. Управлял слободами дворцовых ткачей.

ПОСТЕЛЬНЫЙ КЛОП кровососущее насекомое отряда клопов. Длина 4,8-8,4 мм. Наружный паразит человека и теплокровных животных. Питается кровью. Активен в темноте. Быстро размножается, выдерживает длительное (до нескольких месяцев) голодание, легко расселяется.

ПОСТЕР (англ. poster от post - расклеивать развешивать), объявление, афиша, плакат (часто рекламного характера).

ПОСТЖИВОПИСНАЯ АБСТРАКЦИЯ направление в абстрактной живописи, сложившееся в 1950-е гг. как реакция на абстрактный экспрессионизм. Свободный мазок, "растрепанная" фактура последнего сменились здесь ровно закрашенными цветовыми полями, рассчитанными на сильный психологический эффект простых и монументальных форм в состоянии контраста или гармонии. Работы мастеров пост-живописной абстракции (К. Ноланд, Б. Ньюмен, Ад Рейнхардт, Ф. Стелла, США) обозначают также понятием живописи "твердого края", "хардэджа"(от англ. hard edge), подчеркивающим аскетичную линейную четкость этих композиций.  

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ (от лат. post - после и импрессионизм) общее название течений в живописи кон. 19 - нач. 20 вв., возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, постимпрессионизм противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приемам. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы "наби".  

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО обозначение в социологии и футурологии новой стадии общественного развития, следующей за индустриальным обществом. В различных концепциях "постиндустриального общества", выдвинутых в кон. 60-70-х гг. 20 в. (Д. Белл, Г. Кан, З. Бжезинский, А. Турен и др.), основой поступательного развития общества считается смена различных технологических эпох, а также отраслевое и профессиональное разделение труда. Ведущую роль в постиндустриальном обществе" приобретают сфера услуг, наука и образование, корпорации уступают главное место университетам, а бизнесмены - ученым и профессиональным специалистам. В 80-х гг. концепция постиндустриального общества" получает развитие в теории "информационного общества" (Е. Масуда, Дж. Нейсбит и др.), в которой отражен реальный рост значения в жизни общества производства, распределения и потребления информации.  

ПОСТИНФАРКТНЫЙ СИНДРОМ аллергический перикардит, плеврит, пневмония, которые могут развиться у больного инфарктом миокарда спустя несколько недель после начала заболевания. Проявляется главным образом болями в грудной клетке, длительным повышением температуры.

ПОСТИШ (франц. postiche - фальшивый искусственный, накладной), маленькие вставные локоны.

ПОСТЛЮДИЯ (от лат. post - после и ludo - играю) завершающий раздел музыкального произведения, обычно инструментальное заключение вокального сочинения (романса, песни).

ПОСТМОДЕРНИЗМ в архитектуре и изо-искусстве совокупность тенденций в художественной культуре второй половины 20 в., связанных с радикальной переоценкой ценностей авангардизма. Утопические устремления прежнего авангарда сменились более самокритичным отношением искусства к самому себе, война с традицией - сосуществованием с ней, принципиальным стилистическим плюрализмом. Постмодернизм, отвергая рационализм "интернационального стиля", обратился к наглядным цитатам из истории искусства, к неповторимым особенностям окружающего пейзажа, сочетая все это с новейшими достижениями строительной технологии. Изо-творчество постмодернизма (ранним рубежом которого стал поп-арт) провозгласило лозунг "открытого искусства", которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями. В этой ситуации прежнее противостояние традиции и авангарда утратило свой смысл.  

ПОСТНАТАЛЬНЫЙ (от лат. post - после и natalis - относящийся к рождению) послеродовой. Обычно постнатальным называют начальный период развития после рождения у млекопитающих.

ПОСТНИК имя двух русских зодчих сер. 16 в.:

1) Постник Яковлев, псковский мастер, строитель части южных стен, ряда башен кремля (1556-62) и Благовещенского собора (1562) в Казани; ему приписывается также строительство собора (1560) Успенского монастыря в Свияжске.

2) мастер, построивший (совместно с Бармой) Василия Блаженного храм (Покровский собор, что на рву). Возможно, оба Постника (а также Барма и Постник) - одно и то же лицо.  

ПОСТНИКОВ Владимир Ефимович (1844-1908) российский экономист-статистик. Основные труды по положению русского крестьянства: "Южнорусское крестьянское хозяйство" (1891), "Из хозяйственной жизни Самарского края" (1894) и др.

 «  
порту  |  порф  |  пос  |  посе  |  посл  |  посо  |  посп  |  пост  |  посте  |  посто  |  посы  |  поте
  » 
 
 

    Словарь русского языка
Copyright © Target-Multimedia, 2008-2012. Все права защищены.
   
Страница сгенерирована за: 0.03023 секунд. Кэширование включено. Сервер 2.