Все словари     Target-Multimedia  
 
 
 
 01
 02
 03
 04
 05

Энциклопедический словарь :: М

 «  
махд  |  махм  |  мац  |  мач  |  маш  |  машин  |  машк  |  мая  |  мг  |  ме  |  мег
  » 

МАЯ река в Хабаровском крае и Якутии, правый приток Алдана. 1053 км, площадь бассейна 171 тыс. км2. Средний расход воды 1180 м3/с. Судоходна на 547 км от устья.

МАЯГУЭС (Mayaguez) город и порт в Пуэрто-Рико. 100 тыс. жителей (1990). Виноделие, сахарная, табачная промышленность. Кустарные промыслы.

МАЯК сооружение башенного типа, устанавливаемое на выступающих в море частях берега, в устьях рек, на скалах, отмелях; служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется светооптической системой, а также др. средствами сигнализации (сирена, диафон и др.), радиотехническими устройствами (см. Радиомаяк, Радиолокационный маяк).  

МАЯКОВСКИЙ название г. Багдати в 1940-90.

МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (1893-1930) русский поэт. В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия "Владимир Маяковский", 1914, поэмы "Облако в штанах", 1915; "Флейта-позвоночник", 1916; "Человек" 1916-17). После 1917 сотворение социалистического мифа о миропорядке (пьеса "Мистерия-буфф", 1918, поэмы "150000000", 1921, "Владимир Ильич Ленин", 1924, "Хорошо!", 1927) и трагически нарастающее ощущение его порочности (от стихотворения "Прозаседавшиеся", 1922, до пьесы "Баня", 1929). В поэме "Во весь голос" (1930) утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в "коммунистическом далеке". Реформатор поэтического языка, оказал большое влияние на поэзию 20 в. Покончил жизнь самоубийством.МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович [7 (19) июля 1893, с. Багдади Кутаисской губернии - 14 апреля 1930, Москва], русский поэт, один из ярчайших представителей авангардного искусства 1910-20-х гг. Семья. Учеба. Революционная деятельностьРодился в дворянской семье. Отец Маяковского служил лесничим на Кавказе; после его смерти (1906) семья жила в Москве. Маяковский учился в классической гимназии в Кутаиси (1901-06), затем в 5-й московской гимназии (1906-08), откуда был отчислен за неуплату. Дальнейшее образование - художественное: обучался в подготовительном классе Строгановского училища (1908), в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина, в фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества (1911-14, исключен за участие в скандальных выступлениях футуристов).Еще в 1905 в Кутаиси Маяковский принимал участие в гимназических и студенческих манифестациях, в 1908, вступив в РСДРП, вел пропаганду среди московских рабочих. Несколько раз подвергался арестам, в 1909 провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме. Время заключения называл началом своей стихотворной деятельности; написанные стихи у него перед освобождением были отобраны.Маяковский и футуризмВ 1911 завязывается дружба Маяковского с художником и поэтом Д. Д. Бурлюком, в 1912 организовавшим литературно-художественную группу футуристов "Гилея" (см. Футуризм). С 1912 Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов "Бубновый валет" и "Союз молодежи". Поэзия Маяковского всегда сохраняла связь с изобразительным искусством, прежде всего в самой форме записи стихов (столбиком, позднее "лесенкой"), которая предполагала дополнительное, чисто зрительное, впечатление, производимое стихотворной страницей. Стихи Маяковского были впервые опубликованы в 1912 в альманахе группы "Гилея" "Пощечина общественному вкусу", где был помещен и манифест, подписанный Маяковским, В. В. Хлебниковым, А. Е. Крученых и Бурлюком, в нарочито эпатирующей форме заявлявший о разрыве с традициями русской классики, необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе. Воплощением идей Маяковского и его единомышленников-футуристов о назначении и формах нового искусства стала постановка в петербургском театре "Луна-парк" в 1913 его стихотворной трагедии "Владимир Маяковский" (опубликована в 1914). Декорации для нее писали художники из "Союза молодежи" П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссером и исполнителем главной роли - поэта, страдающего в отвратительном современном городе, изуродовавшем, растлившем своих жителей, которые хоть и избирают поэта своим князем, но не умеют признать и оценить приносимую им жертву."Творец в горящем гимне". Поэзия 1910-х гг.В 1913 выходит книга Маяковского из четырех стихотворений под названием "Я", его стихи появляются на страницах футуристских альманахов (1913-15) "Молоко кобылиц", "Дохлая луна", "Рыкающий Парнас" и др., начинают печататься в периодике, издаются поэмы "Облако в штанах" (1915), "Флейта-позвоночник" (1916), "Война и мир" (1917), сборник "Простое, как мычание" (1916). Поэзия Маяковского наполнена бунтом против всего мироустройства - социальных контрастов современной урбанистической цивилизации, традиционных взглядов на прекрасное и поэзию, представлений о вселенной, рае и Боге. Маяковский использует воинственно изломанный, грубый, стилистически сниженный язык, контрастно оттеняющий традиционные поэтические образы, - "любовь на скрипки ложите", "ноктюрн... на флейте водосточных труб" и др. Лирический герой, эпатирующий обывателя резкостью, ломкой языка и богохульством ("Арканом в небе поймали бога"), остается романтиком, одиноким, нежным, страдающим, чувствующим ценность "мельчайшей пылинки живого".Стихи Маяковского 1910-х гг. были ориентированы на воспроизведение в устной форме - с эстрады, на вечерах, диспутах (ср. название его сборника "Для голоса", 1923; в журналах, газетах и книжных изданиях стихи часто появлялись в исковерканном цензурой виде). Для восприятия на слух как нельзя лучше подходили их короткие рубленые строки, "рваный" синтаксис, "разговорность" и нарочито фамильярная ("панибратская") интонация: "... Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?". В сочетании с высоким ростом ("здоровенный, с шагом саженьим") и зычным голосом Маяковского все это создавало неповторимый индивидуальный образ поэта-борца, площадного митингового оратора, защитника "безъязыкой улицы" в "адище города", слова которого не могут быть красивы, они - "судороги, слипшиеся комом"."Любовь - это сердце всего"Уже в ранних бунтарских стихах и поэмах Маяковского значительное место занимает любовная лирическая тема: "Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог". Любовь "вымучивает душу" страдающего, одинокого поэта. В 1915 Маяковский познакомился с Л. Ю. Брик, которая заняла центральное место в его жизни. Из своих отношений поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины в "буржуазном" обществе. С именем Брик связаны многие произведения поэта, интимная интонация окрашивает обращенные к ней письма Маяковского. Заявляя в 1920-е гг., что "теперь не время любовных ляс", поэт тем не менее сохраняет верность теме (лирические стихотворения, поэма "Про это", 1923), которая достигает трагически надрывного звучания в последних строках Маяковского - в неоконченном вступлении к поэме "Во весь голос" (1930)."Я хочу быть понят моей страной"Революция была принята Маяковским как осуществление возмездия за всех оскорбленных в прежнем мире, как путь к земному раю. Позицию футуристов в искусстве Маяковский утверждает как прямую аналогию теории и практики большевиков и пролетариата в истории и политике. Маяковский организует в 1918 группу "Комфут" (коммунистический футуризм), деятельно участвует в газете "Искусство коммуны", в 1923 создает "Левый фронт искусств" (ЛЕФ), куда вошли его единомышленники - писатели и художники, издает журналы "ЛЕФ" (1923-25) и "Новый ЛЕФ" (1927-28). Стремясь использовать все художественные средства для поддержки нового государства, пропаганды новых ценностей, Маяковский пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов ("Окна РОСТА", 1918-21). Грубость, четкость, прямолинейность его поэтического стиля, умение превращать элементы оформления книжной и журнальной страницы в эффективные выразительные средства поэзии - все это обеспечивало успех "звонкой силе поэта", целиком отданной на службу интересам "атакующего класса". Воплощением позиции Маяковского этих лет стали его поэмы "150 000 000" (1921), "Владимир Ильич Ленин" (1924), "Хорошо!" (1927).К концу 1920-х гг. у Маяковского нарастает ощущение несоответствия политической и социальной реальности вдохновлявшим его с отроческих лет высоким идеалам революции, в соответствии с которыми он строил всю свою жизнь - от одежды и походки до любви и творчества. Комедии "Клоп" (1928) и "Баня" (1929) представляют собой сатиру (с элементами антиутопии) на обуржуазившееся общество, забывшее о тех революционных ценностях, ради которых создавалось. Внутренний конфликт с окружающей действительностью наступавшего "бронзового" советского века несомненно оказался среди важнейших стимулов, подтолкнувших поэта к последнему бунту против законов мироустройства - самоубийству.Сочинения:Полное собрание сочинений. М., 1955-61. Т. 1-13.Литература:Харджиев Н. И., Тренин В. В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970.Катанян В. Маяковский: Хроника жизни и деятельности. М., 1985.Янгфельдт Б. Любовь - это сердце всего: В. В. Маяковский и Л. Ю. Брик: Переписка 1915-1930. М., 1991.К. М. Поливанов  

МАЯТНИК

1) математический маятник - материальная точка, совершающая под действием силы тяжести колебательные движения. Приближенно такой маятник может быть осуществлен в виде тяжелого груза достаточно малых размеров, подвешенного на нити. Период колебания маятника,где L - длина нити, g - ускорение свободного падения.

2) Физический маятник - тело, совершающее под действием силы тяжести колебания вокруг неподвижной горизонтальной оси, не проходящей через центр тяжести тела. Период колебаний ,где I - момент инерции тела, m - масса тела, L - расстояние его центра тяжести С от оси вращения О. Приведенные формулы справедливы лишь при малых амплитудах колебаний. Свойствами маятника пользуются в часах и ряде других приборов.  

МАЯТНИКОВЫЕ ЧАСЫ содержат в качестве регулятора маятник (малые колебания маятника изохронны); изобретены Х. Гюйгенсом (1657). Суточный ход современных наиболее точных маятниковых часов (астрономический) не выше 5·10-4 с.

МАЯЦКОЕ ГОРОДИЩЕ остатки поселения салтово-маяцкой культуры (8-9 вв.) на р. Тихая Сосна в Воронежской обл. Каменные укрепления, катакомбный могильник.

МБАБАНЕ (Mbabane) столица Свазиленда, адм. ц. окр. Хохо. Св. 38 тыс. жителей (1986). Предприятия пищевой, швейной, металлообрабатывающей промышленности. Университет. Близ Мбабане - разработка асбеста.

МБАНДАКА (Mbandaka) (до 1966 Кокийявиль) город в Заире, на р. Конго (Заир), адм. ц. обл. Экваториальная. 129 тыс. жителей (1990). Международный аэропорт. Пищевые, металлообрабатывающие предприятия.

МБП см. Международная биологическая программа.

МБУЖИ-МАЙИ (Mbuji-Mayi) (до 1966 Бакванга) город в Заире, адм. ц. обл. Вост. Касаи. 508 тыс. жителей (1990). Центр алмазоносного района Мбужи-Майи. Пищевкусовые предприятия.

МВАНДА (Моанда) (Moanda) марганцевое месторождение в Габоне, крупнейшее в мире. Эксплуатация с 1962. Осадочного происхождения. Подтвержденные запасы ок. 400 млн. т, содержащие Mn до 48%. Центр добычи - населенный пункт Мванда.

МВАНЗА (Mwanza) город в Танзании, порт на оз. Виктория, адм. ц. обл. Мванза. 252 тыс. жителей (1985). Текстильные, пищевкусовые предприятия.

МВЕРУ (Mweru) озеро в системе р. Конго (Заир), в тектонической впадине на границе Заира и Замбии. 5,2 тыс. км2. Глубина до 15 м. Рыболовство. Судоходство.

МВИНЬИ (Mwinyi) Али Хассан (р. 1925) президент Танзании с 1985, заместитель председателя партии Чама Ча Мапиндузи (Революционная партия) с 1984.

 «  
махд  |  махм  |  мац  |  мач  |  маш  |  машин  |  машк  |  мая  |  мг  |  ме  |  мег
  » 
 
 

    Словарь русского языка
Copyright © Target-Multimedia, 2008-2012. Все права защищены.
   
Страница сгенерирована за: 0.0093 секунд. Кэширование включено. Сервер 2.