Все словари     Target-Multimedia  
 
 
 
 01
 02
 03
 04
 05

Энциклопедический словарь :: М

 «  
маме  |  мамо  |  ман  |  манг  |  манд  |  манде  |  мандж  |  мане  |  мани  |  манип  |  манк  |  манни
  » 

МАНЕ (Manet) Эдуар (1832-83) французский живописец. Переосмысливал образы и сюжеты старых мастеров в духе современности ("Завтрак на траве", "Олимпия", обе - 1863), создавал произведения на бытовые, исторические, революционные темы. Работам Мане присущи свежесть и острота восприятия ("Завтрак в мастерской", 1868; "Бар "Фоли-Бержер", 1881-82). Один из основоположников импрессионизма, в 70-х гг. обратился к светлой пленэрной живописи ("Аржантей", 1874).  

МАНЕ (Manet) Эдуар (23 января 1832 Париж - 30 апреля 1883, там же), французский художник. Годы ученияРодился в семье крупных чиновников. Рисовать начал еще в коллеже. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. В 1848 отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро. В начале 1850 вместе со своим другом по гимназии А. Прустом (в будущем - автор воспоминаний о Мане) учится в Школе изящных искусств в Париже у Т. Кутюра, известного мэтра салонного и академического искусства, прославившегося картиной "Римляне эпохи упадка" (1847, Лувр). В отличие от многих своих современников-новаторов, надолго не задерживавшихся в мастерских профессоров, Мане провел у Кутюра шесть лет, усваивая навыки четкого рисунка и его моделировки цветом, законы композиционного построения. Мане много путешествует, посещает Нидерланды, Австрию, Италию, а позже Германию, Испанию и Англию. Как и в собраниях Лувра, его везде интересуют "секреты" живописи старых мастеров, преимущественно Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Ватто и Шардена, а среди новых - Делакруа. Часто он делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. Уничтожив работы, исполненные в мастерской Кутюра, он решает начать работать самостоятельно, выставляется в парижском Салоне.Мане и Бодлер. Испанская темаПервое значительное произведение - картина "Любитель абсента" (1858-59, Ну Карлсберг, Глиптотека, Копенгаген), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен деклассированный пропойца - наследник романтических бродяг; сюжет картины мог быть инспирирован влиянием Ш. Бодлера, с которым художник познакомился в это время. В традициях старых мастеров исполнен и "Портрет родителей" (1860, частное собрание, Париж), выполненный как жанровая картина; Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга, изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение. Одновременно художник разрабатывает "испанскую" тему. Так, он создает "Лолу из Валенсии" (1862, Музей д Орсе, Париж) - портрет испанской артистки на фоне театральных кулис, "сокровище с розово-черным мерцанием" (Бодлер). К "испанскому" циклу относятся также "Гитарерро" (Метрополитен-музей) и "Викторина Меран в костюме эспады" (там же). Увлечение испанской темой заметно ослабевает после поездки в Испанию в 1865. Картина "Музыка в Тюильри" (1860, Национальная галерея, Лондон) - образ нарядно одетой толпы в оболочке бытового жанра."Завтрак на траве" и "Олимпия"В 1863 Мане пишет картину "Завтрак на траве" (Музей д Орсе, Париж), которая под названием "Купание" была выставлена в скандально известном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, не принятые официальным жюри. Разрушая традиционные каноны бытовой живописи, в частности, отказываясь от четкой сюжетной мотивировки, Мане воспользовался иконографическими мотивами картин "Концерт" Тициана (в 19 в. приписывался Джорджоне), "Паломничество на остров Киферу" Ватто и "Девушки на берегу Сены" Курбе, а для построения композиции - гравюрой Раймонди с рисунка Рафаэля "Суд Париса".В том же году Мане пишет "Олимпию" (Музей д Орсе, Париж). В представленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в "Завтраке на траве", это Викторина Меран; в ногах женщины помещена черная кошка - бодлеровский символ из "Цветов зла"), напоминающем во многом традиции жанра у Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы нового времени - черты марионетки и фетиша.К примерам "чистой" живописи относится "Флейтист" (1866, Музей д Орсе, Париж). В 1860-е гг. создаются "Самоубийца" (частное собрание), "Пейзаж с катафалком" (Метрополитен-музей), "Христос и ангелы" (там же), "Мертвый тореро" (Национальная галерея, Вашингтон) и др. Картина "Бой "Кирседжа" и "Алабамы" (1864, Музей искусств, Филадельфия) представляет морское сражение двух американских кораблей армии северян и южан, близ Шербура. В 1867 Мане строит собственный павильон на всемирной выставке в Париже, для которой он создает не без влияния Гойи картину "Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро", повествующую о бесславной кончине ставленника Наполеона III на мексиканский престол.Сближение с Золя, Моне и импрессионистамиПосле смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя, пишет его портрет. В картине "Балкон" (1868, Музей д Орсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. В 1874 - в год первой выставки импрессионистов, Мане едет "в малую столицу импрессионизма" - Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар. Его увлекают возможности пленэрной живописи, мазок в его картинах становится более дробным, способным чутко улавливать и передавать нюансы изменчивой жизни природы. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина "Аржантей" (1874, Музей изящных искусств, Турне). В "Нана" (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя; определенная "новеллистичность" ощутима и в картине "У папаши Латюйль" (Музей изящных искусств, Турне).Поздние произведенияВ парных композициях начала 1880-х гг. "Весна. Портрет Демарси" (Метрополитен-музей) и "Осень. Портрет Лоран" (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль. В "Осени" мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции "В лодке" (1874, Метрополитен-музей), - сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами. В связи с намечающимся "возрождением" техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, "Портрет Ирмы Бруннер", ок. 1882, Музей д Орсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений.Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина "Бар "Фоли-Бержер" (1881-82, Институт Курто, Лондон). Скучающая барменша на фоне огромного зеркала, в котором отражается зал с посетителями и полуфигура пытающегося с ней заговорить клиента, кажется одинокой среди великолепия разноцветных бутылок с яркими наклейками и с цветной фольгой на горлышках, цветов в бокале и фруктов в хрустальной вазе. Тема "выключенности" человека из среды и тут остается главной.Непосредственными ученицами Мане являлись Б. Моризо, Е. Гозалес и М. Кэссет, однако он оказал значительное влияние на всю группу художников-импрессионистов.Литература:Золя Э. Эдуар Мане: Пер. с франц. Л., 1935.Эдуар Мане: Альбом репродукций / Сост., автор предисловия А. Барская. М., 1961.Эдуар Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников: Пер. с франц. / Сост., вступительная статья и коммент. В. Н. Прокофьева. М., 1965.Перрюшо А. Э. Мане: Пер. с франц. М., 1976.Чегодаев А. Д. Э. Мане. М., 1985.Meier-Graefe J. Manet. Muenchen, 1912.Venturi L., Orienti M. Tutte le opera di E. Manet. Milano, 1967.Ronart D., Wildenstein D. E. Manet: Catalogue raisonne. Paris, 1975. V. 1-2.В. С. Турчин  

МАНЕВИЧ Лев Ефимович (1898-1945) разведчик, Герой Советского Союза (1965, посмертно), полковник (1935). В 20-е - нач. 30-х гг. добывал важную развединформацию, был арестован итальянской фашистской контрразведкой. С 1943 в фашистских лагерях. Умер от туберкулеза после освобождения.

МАНЕВР (франц. manoeuvre от лат. manu operor - работаю руками), организованное передвижение войск (сил) в ходе военных действий на новое направление (рубеж, в район). По масштабу различают стратегический, оперативный и тактический маневр.

МАНЕВРЫ

1) крупные двусторонние учения войск (сил флота, авиации); высшая форма подготовки войск, командиров и штабов соединений и объединений. Проводятся в условиях, близких к боевым.

2) Передвижение локомотивов и вагонов по станционным путям.  

МАНЕЖ

1) площадка или здание для тренировки лошадей, обучения верховой езде, конноспортивных соревнований. В архитектурном отношении наиболее выразительны манежи эпохи классицизма (Манеж в Москве, 1817-25; конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге, 1804-07).

2) Манеж цирковой, то же, что арена.  

МАНЕКЕН (франц. mannequin от нидерл. mannekijn - человек),

1) фигура в форме человеческого туловища для примерки или показа одежды (в ателье, магазинах).

2) Кукла с подвижными руками и ногами, применяемая художниками для зарисовки человеческих поз, одежды и т. п.  

МАНЕС семья чешских живописцев:

1) Антонин (1784-1843), в пейзажах в духе классицизма и романтизма воссоздавал образ национальной природы.

2) Йозеф (1820-71), сын Антонина, обращался к патриотическим темам, выполнял рисунки с изображением народных типов, поэтические иллюстрации к народным песням, портреты, пейзажи.  

МАНЕФОН (2-я пол. 4 - нач. 3 вв. до н. э.) египетский историк, верховный жрец в Гелиополе. Автор истории Египта на греческом языке. Ему принадлежит принятое в основном в науке разделение истории Египта на 30 династий фараонов и на периоды Древнего, Среднего и Нового царств.

МАНЖЕТА (от франц. manchette букв. - рукавчик), в технике - уплотнительная деталь машины обычно в виде кольца. Препятствует перетеканию (вытеканию) жидкости или газа, попаданию пыли и грязи в рабочие полости.

МАНЖЕТКА род многолетних трав семейства розоцветных. Ок. 300 видов, главным образом в Европе, а также в Азии, Африке и Америке. Растут преимущественно в лесной зоне и горах. Корни и листья некоторых манжеток содержат красящие вещества; немногие манжетки - кормовые и декоративные.

МАНЖЕТКА род многолетних трав семейства розоцветных. Ок. 300 видов, главным образом в Европе, а также в Азии, Африке и Америке. Растут преимущественно в лесной зоне и горах. Корни и листья некоторых манжеток содержат красящие вещества; немногие манжетки - кормовые и декоративные.

 «  
маме  |  мамо  |  ман  |  манг  |  манд  |  манде  |  мандж  |  мане  |  мани  |  манип  |  манк  |  манни
  » 
 
 

    Словарь русского языка
Copyright © Target-Multimedia, 2008-2012. Все права защищены.
   
Страница сгенерирована за: 0.00876 секунд. Кэширование включено. Сервер 2.