Все словари     Target-Multimedia  
 
 
 
 01
 02
 03
 04
 05

Энциклопедический словарь :: Л

 «  
лори  |  лос  |  лосс  |  лот  |  лото  |  лоу
  » 

ЛОРИ (Лориберд) древнеармянский город, центр исторической области Ташир. Основан в нач. 11 в. Разрушен Тимуром в кон. 14 в. Развалины ок. г. Степанаван (Армения).

ЛОРИ подсемейство птиц отряда попугаев. Длина 14-40 см. 61 вид, от Филлипинских о-вов до Юж. Австралии и Тасмании, на островах Полинезии; обитают в лесах.

ЛОРИ (лориевые) семейство полуобезьян отряда приматов. Длина тела от 22 до 40 см. У лори очень большие глаза. 2 подсемейства - галаго и собственно лори, обитают в тропических лесах Экваториальной Африки, последние - также в Юж. Индии и Юго-Вост. Азии. 11 видов. Образ жизни ночной, главным образом древесный.

ЛОРИЙСКАЯ РАВНИНА в северной части Армянского нагорья, по границе с М. Кавказом (Армения). Высота от 1000 до 1800 м. Горные степи; посевы зерновых, сахарной свеклы, табака.

ЛОРИС-МЕЛИКОВ Михаил Тариелович (1825-88) российский государственный деятель, граф (1878), генерал от кавалерии (1875), почетный член Петербургской АН (1880). Фактический руководитель военных действий на Кавказе в 1877-78. В 1880 председатель Верховной распорядительной комиссии, в 1880-81 министр внутренних дел. Сочетал репрессии против революционеров с уступками либералам.  

ЛОРНЕТ (франц. lornette) складные очки с ручкой. Использовался с 18 в. в аристократических кругах. Лорнет носился прикрепленным к цепочке.

ЛОРРЕН (Lorrain) (наст. фам. Желле Gellee) Клод (1600-82), французский живописец и график. Представитель классицизма. В торжественные по композиции "идеальные" пейзажи вносил лиризм, мечтательно-элегическое настроение, тонкие эффекты освещения (серия "Времена суток"). Мастер рисунка и офорта.

ЛОРРЕН (Lorrain) Клод (наст. имя Клод Желле - Claude Gellee) (1600 Шамань, близ Нанси - 23 ноября 1682, Рим), французский пейзажист, один из основоположников классицизма в европейском искусстве 17 в. Биография Родился в семье крестьянина в Лотарингии, отсюда его прозвище - Лотарингец (по-французски - Лоррен). Первые уроки рисунка получил у своего брата Жана Желле, резчика по дереву. Около 1613 приезжает в Италию, становится слугою сначала художника Кавалера Арпино, затем - Агостино Тасси. Вместе с Тасси и немецким пейзажистом Готфридом Вальсом в 1618-20 работает в Неаполе, затем - в Риме. В 1625 Лоррен через Венецию и Баварию возвращается в Лотарингию, где работает помощником Клода Дерюэ, выполняя фрески в Нанси. В 1627, уже навсегда, переезжает в Рим - Италия становится его новой родиной. К 1629 относится первая датированная картина "Пейзаж со стадом и крестьянином" (Музей искусств, Филадельфия). В 1629-35 пишет фрески в палаццо Крешенци и палаццо Мути. В конце 1630-х гг. - один из ведущих пейзажных мастеров в Риме. В 1633 принят в Академию св. Луки, в 1643 - в "Конгрегационе деи виртуози". Входит также в "Клуб перелетных птиц" (Бент), содружество иностранных художников в Риме (главным образом, выходцев из Франции, Германии и Голландии), где за пристрастие к изображению солнечного света получил цеховое прозвище "огнепоклонник". Его ближайшие друзья - Никола Пуссен и Питер ван Лар, с которыми он обычно отправлялся на этюды за стены города. В доме Лоррена подолгу жили многие художники, прибывавшие в Рим, среди них его первый биограф Иоахим фон Зандрарт и голландский пейзажист Германн ван Сваневельт. Творческий метод Вдохновителями и непосредственными предшественниками Клода в области пейзажной живописи были Аннибале Карраччи и представители болонской школы - нидерландец Пауль Брилль (учитель А. Тасси), немец Адам Эльсхеймер. Руководствуясь мыслью об изначально разумной организации мира, открывающейся в вечной красоте и вечных законах природы, Лоррен стремится создать свой идеально прекрасный его образ. Художник настолько детально изучил законы живописных соотношений природы, что мог создавать свои пейзажи с любыми сочетаниями деревьев, вод, строений, неба. По свидетельству Зандрарта, "чтобы проникнуть в сущность искусства пейзажа, [Лоррен] старался разными способами подступиться к природе: лежал с раннего утра до поздней ночи под открытым небом, стремясь постигнуть, как наиболее правдоподобно написать зарю на рассвете и в часы заката; и когда ему удавалось уловить искомое, он тотчас темперировал свои краски согласно увиденному, бежал с ними домой и применял их к замысленной им картине, достигая тем высшей правдивости, не известной до него". Композиция и сюжеты В отличие от Пуссена Лоррена не увлекали героические сцены истории Рима, его сфера - созерцательное состояние человека в природе. При почти неизменной композиции пейзажи Лоррена, подобно вариациям одной музыкальной темы, неповторимы, внимание его сосредоточено на тончайших градациях меняющегося в течение суток солнечного освещения. Обычные композиционные приемы художника, увлекающие взгляд зрителя вглубь картины, - замыкающие вид с боков "кулисы" деревьев или зданий, раскрывающие безграничность мира, изогнутая линия берега, уходящего в расстилающееся море, последовательный переход от теплых цветов переднего плана к холодным дальнего. У горизонта, всегда чуть в сторону от центра, художник помещает солнце, оно - главный герой его искусства. В солнечных лучах, исходящих из глубины, теряет очертания земной мир, тают силуэты зданий, деревьев, и наоборот, вместе со светом они обретают реальность, становятся осязаемыми, материальными - картина превращается в анфиладу светового пространства. В силу достоверности освещения картины Лоррена из Эрмитажа получили название "Утро", "Полдень", "Вечер" и "Ночь" (1651-72), составив как бы единый цикл. Почти все лорреновские пейзажи имеют сюжетную мотивировку, по крайней мере, были задуманы как пейзажи со сценами из мифологии, древней истории или с сюжетами на библейские темы ("Пейзаж с похищением Европы", 1655, Музей изобразительных искусств, Москва; "Пейзаж с Иезекиилем"; "Психея у дворца Амура"). Для образованного зрителя 17 столетия миф, язык символов и аллегорий был своеобразным ключом к восприятию пейзажа, определял его тему и настроение. "Герои" сюжетов в картинах Лоррена, однако, всегда играют роль незначительного стаффажа (сценки обычно располагаются на переднем плане, в основном их писали другие художники, например, Лаури или Милль). Чтобы избежать участившихся подделок своих работ, Лоррен гравировал все картины и собрал их в "Книгу истины" - "Liber Veritatis" (195 гравюр; в настоящее время - в Британском музее), подарив это уникальное собрание своей приемной дочери Агнес. Влияние Живопись Лоррена оказала воздействие на развитие всего европейского пейзажа: рядом с ним сформировалась группа голландских пейзажистов итальянизирующего направления (Германн ван Сваневельт, Ян Бот, и др.), в 18-19 вв. его влияние испытали Гейнсборо, Тернер, Сильвестр Щедрин и др. Для Гете Лоррен был высшим идеалом в искусстве. Ф. М. Достоевский увидел в его картине "Пейзаж с Акисом и Галатеей" образ "золотого века" человечества.  

ЛОРХ Александр Георгиевич (1889-1980) российский селекционер, один из зачинателей селекции и сортоиспытания картофеля в СССР, Герой Социалистического Труда (1964). Автор сортов Лорх, Кореневский. Государственная премия СССР (1946).

ЛОРЦИНГ (Lortzing) Альберт (1801-51) немецкий композитор. Внес вклад в развитие немецкой комической оперы и зингшпиля периода романтизма. Опера "Царь и плотник" (1837; о Петре I) и др., хоры.

ЛОРЬЕ (Laurier) Уилфрид (1841-1919) премьер-министр Канады в 1896-1911, лидер Либеральной партии с 1887. Добивался полной автономии Канады в составе Британской империи.

 «  
лори  |  лос  |  лосс  |  лот  |  лото  |  лоу
  » 
 
 

    Словарь русского языка
Copyright © Target-Multimedia, 2008-2012. Все права защищены.
   
Страница сгенерирована за: 0.00848 секунд. Кэширование включено. Сервер 2.