Все словари     Target-Multimedia  
 
 
 
 01
 02
 03
 04
 05

Энциклопедический словарь :: Л

 «  
левин  |  левит  |  левиц  |  левк  |  лево  |  лег  |  леги
  » 

ЛЕВИТ Карл (1897-1973) немецкий философ, историк современной философии. В 1941-52 - в США.

ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860-1900) российский живописец-передвижник. Создатель "пейзажа настроения", которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность ("Март", 1895; "Озеро. Русь", 1900) или скорбная одухотворенность образа ("Над вечным покоем", 1893-94), обретающая в картине "Владимирка" (1892) социально-критическую окраску. Раскрытие тончайших состояний природы, пленэрная, тонко нюансированная живопись.  

ЛЕВИТАН Исаак Ильич [18 (30) августа 1860 Кибарты, ныне Кибартай (Литва) - 22 июля (4 августа) 1900, Москва], российский художник. Крупнейший мастер русского пейзажа конца 19 в., заложивший в этом жанре принципы символизма и модерна. Сын железнодорожного служащего. В нач. 1870-х гг. семья Левитана переехала в Москву. В 1873-85 будущий мастер учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В. Д. Поленов и А. К. Саврасов. В очерке Левитана "По поводу смерти А. К. Саврасова" (1897) сформулировано его собственное творческое кредо, то есть отказ от отношения к пейзажу "как к красивому сочетанию линий и предметов" - с целью изображать "уже не исключительно красивые места", но "те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу". "Пейзаж настроения" Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880-83), в различных местах Московской и Тверской губерний; в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887-90), в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии (1890-е гг.). Художник преодолел условности классицистско-романтического пейзажа, отчасти сохранившиеся и у передвижников. Левитановский "пейзаж настроения", при всей его удивительной натурной достоверности (мастер обычно бережно сохранял исходный мотив, лишь внося в него отдельные коррективы), обрел беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но невыразимы словами. Важную роль в творчестве художника играют музыкальные, поэтические, философские ассоциации (любимым его учением был пессимизм А. Шопенгауэра), а также его собственная личность - чувственная, влюбчивая, в то же время склонная к приступам черной меланхолии, остро переживающая и собственное нездоровье (он страдал врожденным пороком сердца), и весь драматизм положения евреев в царской России. Поэтому, восприняв новации импрессионизма, он никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных мировой тоской. Россия Левитана Уже ранние работы художника порой напоминают маленькие лирические новеллы с открытым концом ("Осенний день. Сокольники", 1879). Полного расцвета искусство Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в архетипический образ России, достигает в "Березовой роще" (1885-89). Та же сила ненавязчивого обобщения возвышает произведения "волжского периода" ("Вечер на Волге", 1888; "Вечер. Золотой Плес", 1889; "После дождя. Плес", 1889; а также тематически примыкающая к ним картина "Свежий ветер. Волга", 1891-95; все - Третьяковская галерея). Поэтические реминисценции ненавязчиво, без всякой литературщины, придают многим образам - напр., картине "У омута" (1892, там же), написанной в основном в имении Берново (ныне Тверская область), связанном с поэмой А. С. Пушкина "Русалка", - особую одухотворенность. Левитан создает классические, непревзойденные образцы "церковного пейзажа", где здания храмов вносят в природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892, Третьяковская галерея) или, напротив, тревогу, напоминая о бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1893-94, там же). Гражданская скорбь сочетается с религиозной в картине "Владимирка" (1892, там же), где на дороге, по которой гнали арестантов в Сибирь, видна лишь (в характерной для мастера манере сводить реальное человеческое присутствие к минимуму, либо вообще к нулю) одинокая фигурка странника близ придорожной иконки. Жизнеутверждающее обаяние красок в полотнах "Март" (1895, там же) или "Весна - большая вода" (1897, там же) достигает апогея в предельно яркой и звучной картине "Золотая осень" (1895, там же). В последние годы жизни мастер отбирает все более простые мотивы, придавая им - лишь с помощью колорита, без всяких фантазий - подобие будничного чуда. Теперь его особенно влекут мотивы вечера ("Летний вечер", 1900, там же), сумерек, лунной ночи. Варьируя тему "стогов сена в лунную ночь", пишет маленькое надкаминное панно с этим сюжетом для дома А. П. Чехова в Ялте (1900). Последняя, неоконченная картина Левитана ("Озеро. Русь", 1900, Русский музей) является - наперекор смертельной болезни - едва ли не самым мажорным произведением художника. Оставил также виртуозные образцы акварельной и пастельной живописи. Левитан и Чехов Многолетняя (с 1885) дружба Левитана с Чеховым породила целый ряд знаменательных параллелей в их творчестве. Отдельные черты личности живописца проступают в чеховской "Попрыгунье" (где отражен роман Левитана с художницей С. П. Кувшинниковой), "Чайке" (где поступок Треплева, застрелившего чайку, воспроизводит аналогичный каприз Левитана-охотника). Художник пишет другу о его пьесе "Чайка" (в 1899): "От нее веет той грустью, которой веет от жизни, когда всматриваешься в нее", - и в этих словах выражается их общее лирико-мистическое чувство природы. Руководя с 1898 пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, проявил себя и как замечательный педагог. В Плесе открыт Дом-музей Левитана.  

ЛЕВИТАН Юрий Борисович (1914-1983) российский диктор Всесоюзного радио (с 1931), народный артист СССР (1980). Читал важнейшие официальные сообщения, в т. ч. в 1941-45. В творчестве Левитана органично соединились гражданская, публицистическая и актерская выразительность.

ЛЕВИТАНСКИЙ Юрий Давидович (1922-1996) русский поэт, переводчик. Сборники лирических стихов о войне, о трудных жизненных дорогах "Земное небо" (1963), "Кинематограф" (1970), "Воспоминанье о красном снеге" (1975), "Годы" (1987). Государственная премия Российской Федерации (1994).

ЛЕВИТОВ Александр Иванович (1835-77) русский писатель. Рассказы и очерки о трагических судьбах крестьянской и городской бедноты ("Расправа", 1862; "Мирской суд", 1862; "Бесприютный", 1870).

ЛЕВИТСКИЙ Григорий Андреевич (1878-1942) российский ботаник и цитолог, член-корреспондент АН СССР (1932). Труды по строению и развитию митохондрий, морфологии и эволюции хромосом, кариосистематике, применению цитологии в селекции. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

ЛЕВИТЫ служители религиозного культа у древних евреев.

 «  
левин  |  левит  |  левиц  |  левк  |  лево  |  лег  |  леги
  » 
 
 

    Словарь русского языка
Copyright © Target-Multimedia, 2008-2012. Все права защищены.
   
Страница сгенерирована за: 0.00804 секунд. Кэширование включено. Сервер 2.