Все словари     Target-Multimedia  
 
 
 
 01
 02
 03
 04
 05

Энциклопедический словарь :: Л

 «  
ленд  |  лени  |  ленинг  |  ленк  |  лент  |  лео  |  леони
  » 

ЛЕО (наст. фам. Бабаханян) Аракел Григорьевич (1860-1932) армянский историк, писатель. Картины разорения армянской деревни, борьба против турецкой тирании - в повестях "Странник" (1887), "Пропавшие" (1899), "Вардананк" (1917). Труды по истории Армении и ее культуры.

ЛЕОБЕН (Leoben) город на юго-востоке Австрии, на р. Мур, земля Штирия. Св. 30 тыс. жителей (1989). Крупный металлургический комбинат (городской район Донавиц); машиностроительная, деревообрабатывающая, швейная, пищевая промышленность. Архитектурные памятники 18 в.

ЛЕОВА (Leova) (Леово) город (с 1940) в Республике Молдавии, в 22 км от ж.-д. ст. Яргара. 12,2 тыс. жителей (1991). Пищевкусовая промышленность, производство ковров. Ист.-краеведч. музей.

ЛЕОДР в древнерусском счете 1 млн.

ЛЕОН город в Испании, административный центр авт. обл. Кастилия-Леон. 138 тыс. жителей (1990). Добыча угля. Машиностроение, химическая, фармацевтическая, пищевая промышленность. Провинциальный музей. Основан римлянами. В 10-13 вв. столица королевства Леонид. Собор (13 в.), церковь Сан-Исидоро (11-12 вв.), монастырь Сан-Маркос (16 в.).  

ЛЕОН город на западе Никарагуа, административный центр деп. Леон. 101 тыс. жителей (1985). Пищевая, кожевенно-обувная, мебельная промышленность. Университет. Леон основан в 1524. Церкви 16 - нач. 19 вв.

ЛЕОН город в Центр. Мексике. 872 тыс. жителей (1990). Главный центр кожевенно-обувной промышленности страны. Пищевкусовая, текстильная, металлообрабатывающая, химическая, целлюлозно-бумажная, мебельная, стекольная промышленность. Осн. в 1576.

ЛЕОН королевство 10-13 вв. на северо-западе Пиренейского п-ова; образовалось в 909-910. В 914 в состав Леона вошла Галисия. В 924 Леон и Астурия объединились в единое королевство Леон со столицей в г. Леонид. В 1035 от Леона отошла Кастилия, став самостоятельным королевством. В 1037-65, 1072-1157 Леон и Кастилия были объединены в единое королевство (Кастилия, или Кастилия и Леон); окончательное их объединение произошло в 1230.  

ЛЕОН (Leon) Луис Понсе де (1527-91) испанский религиозный мыслитель и писатель-мистик. Монах ордена августинцев, биограф св. Терезы Авильской, переводчик и комментатор античных авторов, библейских книг, стихов Петрарки. Преследовался инквизицией. Трактаты "Об именах Христа", "Совершенная жена" (оба 1583), духовные оды и сатиры (изданы Ф. Кеведо-и-Вильегасом в 1631), поэтические переложения Псалтыри, Песни Песней, Книги Иова.  

ЛЕОНАР (18 в.) французский парикмахер, придворный "куафер" королевы Марии Антуанетты. Автор прически, украшенной моделью фрегата ( в России известна под названием "прическа с корабликом"), и механического устройства, позволявшего "сжимать" и "разжимать" прическу для того, чтобы дама могла легко входить в карету.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci) (1452-1519) итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи "Тайная вечеря" (1495-97, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы (т. н. "Джоконда", ок. 1503). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, ок. 7 тыс. листов).  

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci) (15 апреля 1452 Винчи близ Флоренции - 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский художник, ученый, инженер и философ. Родился в семье богатого нотариуса. Сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо (1467-72). Методы работы во флорентийской мастерской того времени, где труд художника был тесно сопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо. В ранних произведениях (голова ангела в "Крещении" Верроккьо, после 1470, "Благовещение", около 1474, оба в Уффици, "Мадонна Бенуа", около 1478, Эрмитаж) обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой. В "Поклонении волхвов" (1481-82, не закончена; подмалевок - в Уффици) превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие техники), Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481) Леонардо выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных празднеств. Свыше 10 лет он работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро; исполненная пластической мощи глиняная модель памятника в натуральную величину не сохранилась (разрушена при взятии Милана французами в 1500) и известна лишь по подготовительным наброскам. "Мадонна в скалах" На этот период приходится творческий расцвет Леонардо-живописца. В "Мадонне в скалах" (1483-94, Лувр; второй вариант - 1487-1511, Национальная галерея, Лондон) излюбленная мастером тончайшая светотень ("сфумато") предстает новым ореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной мере и божественно-человеческое, и природное таинство, где скалистый грот, отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическую роль, чем фигуры святых на переднем плане. "Тайная вечеря" В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись "Тайная вечеря" (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде). Высокое религиозно-этическое содержание образа, где представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова о грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное архитектурное пространство. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали "Тайную вечерю" одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства. Занимаясь также архитектурой, Леонардо разрабатывает различные варианты "идеального города" и центрально-купольного храма. Последующие годы мастер проводит в непрестанных переездах (Флоренция - 1500-02, 1503-06, 1507; Мантуя и Венеция - 1500; Милан - 1506, 1507-13; Рим - 1513-16). С 1517 живет во Франции, куда был приглашен королем Франциском I. "Битва при Ангьяри". Джоконда (Портрет Моны Лизы) Во Флоренции Леонардо работает над росписью в Палаццо Веккьо ("Битва при Ангьяри", 1503-06; не закончена и не сохранилась, известна по копиям с картона, а также по недавно обнаруженному эскизу - частное собрание, Япония), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени; смертельная ярость войны воплощена тут в исступленной схватке всадников. В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так называемой "Джоконды", около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстает таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке. Поздние картины К поздним произведениям Леонардо принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-12), роспись "Св. Анна с Марией и младенцем Христом" (ок. 1500-07, Лувр). В последней как бы подводится итог его поискам в области свето-воздушной перспективы, тонального колорита (с преобладанием прохладных, зеленоватых оттенков) и гармонической пирамидальной композиции; вместе с тем это гармония над бездной, поскольку группа святых персонажей, спаянных семейной близостью, представлена на краю пропасти. Последняя картина Леонардо, "Св. Иоанн Креститель" (около 1515-17, там же) полна эротической двусмысленности: юный Предтеча выглядит тут не как святой аскет, но как полный чувственной прелести искуситель. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (т. н. цикл с "Потопом", итальянский карандаш, перо, около 1514-16, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о бренности и ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими, предвосхищающими "вихревую" космологию Р. Декарта представлениями о цикличности природных процессов. "Трактат о живописи" Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его записные книжки и рукописи (около 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянском языке. Сам мастер не оставил систематического изложения своих мыслей. "Трактат о живописи", подготовленный после смерти Леонардо его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит из отрывков, во многом произвольно извлеченных из контекста его записок. Для самого Леонардо искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в "споре искусств" пальму первенства живописи как наиболее интеллектуальному, по его убеждениям, виду творчества, мастер понимал ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает все многообразие мироздания посредством пропорций, перспективы и светотени. "Живопись, - пишет Леонардо, - наука и законная дочь природы..., родственница Бога". Изучая природу, совершенный художник-естествоиспытатель тем самым познает "божественный ум", скрытый под внешним обликом натуры. Вовлекаясь в творческое соревнование с этим божественно-разумным началом, художник тем самым утверждает свое подобие верховному Творцу. Поскольку он "имеет сначала в душе, а затем в руках" "все, что существует во вселенной", он тоже есть "некий бог". Леонардо - ученый. Технические проекты Как ученый и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как наброски к гигантской натурфилософской энциклопедии. Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее "раем математических наук" и видя в ней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты получили выражение в новаторских проектах каналов и ирригационных систем. Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов и парашюта. Оптика Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на окраску предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в искусстве принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была связана для него с представлением об однородности Вселенной. Он был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю "точкой в мироздании". Изучал устройство человеческого глаза, высказав догадки о природе бинокулярного зрения. Анатомия, ботаника, палеонтология В анатомических исследованиях, обобщив результаты вскрытий трупов, в детализированных рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. Изучая функции органов, рассматривал организм как образец "природной механики". Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию. Утвердив ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения, гелио- и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о "всемирном потопе". Явив собою идеал ренессансного "универсального человека", Леонардо да Винчи осмыслялся в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. В русской литературе портрет Леонардо создан Д. С. Мережковским в романе "Воскрешенные боги" (1899-1900).  

ЛЕОНАРДО ПИЗАНСКИЙ (Leonardo Pisano) (Фибоначчи Fibonacci) (1180-1240), итальянский математик. В основном труде "Книга абака" (1202) первым систематически изложил достижения арабской математики, чем способствовал знакомству с ними в Зап. Европе.

ЛЕОНЕ (Leone) Серджо (1921-89) итальянский кинорежиссер и сценарист. Получил известность как родоначальник т. н. "спагетти-вестерна", т. е. фильмов в традиционном голливудском жанре, снимавшихся в Европе (трилогия "За пригоршню долларов", 1964; "За несколько лишних долларов", 1965 и "Хороший, плохой, злой", 1966). В 1984 снял в Голливуде гангстерскую сагу "Однажды в Америке".  

 «  
ленд  |  лени  |  ленинг  |  ленк  |  лент  |  лео  |  леони
  » 
 
 

    Словарь русского языка
Copyright © Target-Multimedia, 2008-2012. Все права защищены.
   
Страница сгенерирована за: 0.00896 секунд. Кэширование включено. Сервер 2.