Все словари     Target-Multimedia  
 
 
 
 01
 02
 03
 04
 05

Энциклопедический словарь :: К

 «  
кр  |  крае  |  крак  |  крам  |  кран  |  крас  |  красн  |  красно  |  краснов  |  красное  |  красноя
  » 

КРАМ (Cram) Доналд Джеймс (р. 1919) американский химик-органик. Труды по стереохимии и химии макрогетероциклических соединений (т. н. краунэфиров). Нобелевская премия (1987, совместно с Ж. М. Леном и Ч. Педерсеном).

КРАМАРЖ (Kramar) Карел (1860-1937) глава правительства Чехословакии в 1918-19; сторонник интервенции в Советскую Россию. В 1890-1918 один из лидеров партии младочехов, с 1919 - Национально-демократической партии. С 1935 руководитель партии Национальное объединение (существовала до кон. 1938).

КРАМАРОВ Савелий Викторович (1937-95) российский актер, заслуженный артист Российской Федерации (1974). С 1982 в США. В кино с 1958. Снимался в фильмах: "Прощайте, голуби" (1960), "Друг мой Колька!" (1961), "Тридцать три" (1965), "Неуловимые мстители" (1966), "Новые приключения неуловимых" (1968), "Двенадцать стульев" (1971), "Джентльмены удачи" (1971), "Большая перемена" (телефильм, 1972), "Афоня" (1975), "Настя" (1993), "Русский бизнес", "Москва на Гудзоне". Игра актера отмечена ярким комедийным дарованием.  

КРАМАТОРСК город (с 1932) на Украине, Донецкая обл. Железнодорожный узел. 201,3 тыс. жителей (1991). Центр тяжелого машиностроения (заводы: Старокраматорский, Новокраматорский, тяжелого станкостроения и др.). Черная металлургия, коксохимический завод; производство прокатного оборудования, кондиционеров, эмалей, стройматериалов (цемент, шифер, минеральная вата) и др. Легкая, пищевая промышленность. Индустриальный институт. 2 музея. Возник во 2-й пол. 19 в.  

КРАМБЕ (катран) род одно- и многолетних трав, иногда кустарников, семейства крестоцветных. Ок. 30 видов, в Сев. Африке и Евразии. В Зап. Европе выращивают катран приморский - овощное растение. Крамбе Стевена охраняется.

КРАМЕР Василий Васильевич (1876-1935) российский невропатолог, один из основоположников отечественной нейрохирургии. Труды по локализации функций в головном мозге, семиотике поражений мозга и др. Лечащий врач В. И. Ленина в последние годы его жизни.

КРАМЕР (Cramer) Габриель (1704-52) швейцарский математик. Труды по теории алгебраических уравнений (правило Крамера) и геометрии.

КРАМЕР (Kramer) Питер (1881-1961) нидерландский архитектор. Представитель Амстердамской школы экспрессионизма. В 1920-е гг. проектировал жилые кварталы для рабочих Амстердама. Построил мосты над каналами Амстердама.

КРАМЕР (Креймер) (Kramer) Стэнли (р. 1913) американский кинорежиссер. Фильмы: "Не склонившие головы" (1958), "На последнем берегу" (1959), "Пожнешь бурю" (1960), "Нюрнбергский процесс" (1961), "Это безумный, безумный, безумный, безумный мир" (1963), "Корабль дураков" (1965), "Оклахома как она есть" (1973), "Принцип "Домино" (1977), "И спотыкается бегущий..." (1979) и др. Для фильмов Крамера, далеких от каких-либо новаций в области формы, характерна ясность мысли, выраженная с максимальной публицистической доступностью.  

КРАМЕР Сэмюэл Ноа (1897-1992) американский шумеролог. Исследовал и перевел шумерские мифы, эпические и другие литературные тексты, а также законы Ур-Намму, Липит-Иштара и т. д.

КРАМЕР (Kramer) Теодор (1897-1958) австрийский поэт. Сборники стихов, отмеченных влиянием экспрессионизма: "На дне" (1929), "Вена 1938" (1946), "Хвала отчаянию" (1972), "Прелюдия праха" (1983) и др. Преобладающая часть наследия опубликована посмертно.

КРАМНИК Владимир (р. 1975) российский шахматист, международный гроссмейстер (1991). Чемпион мира среди юношей до 16 и 18 лет. В составе сборной России победитель Всемирных шахматных Олимпиад (1992, 1994, 1996). Участник претендентских соревнований на мировое первенство (с 1993). Победитель ряда крупных международных турниров и матчей.  

КРАМОВ Алексей Григорьевич (1884/85-1951) российский актер, режиссер, народный артист СССР (1944). На сцене с 1905. С 1936 художественный руководитель Харьковского театра русской драмы.

КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837-87) российский живописец. Один из создателей Артели художников и Товарищества передвижников, утверждавший принципы реалистического искусства. Замечательны по глубине социальной и психологической характеристики портреты деятелей русской культуры ("Л. Толстой", 1873; "Некрасов", 1877-78) и крестьян ("Полесовщик", 1874). Тематические полотна посвящены философско-этическим проблемам ("Христос в пустыне", 1872), раскрытию сложных душевных движений ("Неутешное горе", 1884).КРАМСКОЙ Иван Николаевич [27 мая (8 июня) 1837, Острогожск, ныне в Воронежской области - 24 марта (5 апреля) 1887, Санкт-Петербург], российский художник, критик и теоретик искусства. Один из самых значительных мастеров русского реализма 19 в.Родился в бедной мещанской семье. Ранняя карьера Крамского сложилась "многопрофильно" - типично для интеллигента-разночинца: был канцеляристом-переписчиком, подмастерьем у иконописца, работал ретушером у странствующего фотографа. Учился в Академии художеств (1857-63). Жил и работал в Петербурге.Начало пути в искусстве Завоевав высокий авторитет уже в молодые годы, стал инициатором так называемого "бунта четырнадцати" (вспыхнувшего как утверждение права учеников самим выбирать свои сюжеты, отказываясь от навязанных извне идеалистически-отвлеченных программ), а также организатором Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. В своих статьях и обширной переписке (с И. Е. Репиным, В. В. Стасовым, А. С. Сувориным и др.) писал о необходимости правдивого и ответственного искусства, которое создается "не краской и кистями, а нервами" (сам Крамской о Д. Веласкесе; из письма Стасову, 1876); при этом мерилом таланта у него служит "тенденциозность", то есть умение испытывать "любовь и ненависть" к действительности (из письма к Суворину, 1885). Идеи жизненной, причем "тенденциозной" активности искусства, в той же мере отражающего, сколь и преображающего косный, фальшивый мир, сближали позиции Крамского с эстетикой революционных демократов типа Н. Г. Чернышевского. Портреты Крамской проявил себя прежде всего как замечательный портретист. Начиная с автопортрета 1867 года он утверждает идеалы гордой, нравственно сильной личности; при этом образы (Л. Н. Толстого, 1873; П. М. Третьякова, 1876; Н. А. Некрасова "в период "Последних песен" (1877-78); живописца А. Д. Литовченко (1878); М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879); все - Третьяковская галерея; И. И. Шишкина (1880); В. С. Соловьева, 1885; оба - Русский музей) не идеализируются сверх меры, впечатляя убедительностью характера и деталей. Та же мягкая живописность, четкая ясность пластической композиции выделяет и крестьянские образы Крамского ["Полесовщик", 1874, там же; "Крестьянин с уздечкой" ("Мина Моисеев"), 1883, Киевский музей русского искусства], которые по-своему значительны и внутренне-величавы. Мастер часто применял в портретах (напр., художника Ф. А. Васильева, 1871, Третьяковская галерея) монохромную технику соуса (живопись смесью черного красящего порошка с клеем и водой), добиваясь особой тонкости светотеневых переходов.Сюжетная живопись Этапное значение имеют сюжетно-тематические полотна Крамского. Наряду с Н. Ге он выступил как реформатор религиозной картины, придавая ей актуально-политическое звучание. Его "Христос в пустыне" (1872, там же) выглядит как собирательный образ современного человека в момент мучительного внутреннего выбора. Тяжелая дума цепенеет, застывая на грани отчаяния в последнем большом замысле художника - неоконченной картине "Хохот" ("Радуйся, царю Иудейский", Русский музей), с тупой и самодовольной толпой стражников и фарисеев, осмеивающей Христа. Все творчество мастера пронизывает тяга к картине-символу, воплощающему "вечные темы" - такие, как чудо потустороннего мира ("Русалки" по мотивам повести Н. В. Гоголя "Майская ночь", 1871), упадок и бренность (оставшийся неоконченным "Осмотр старого дома", 1873), смерть ("Неутешное горе", 1884; все - Третьяковская галерея). В таинственные олицетворения женского начала порой превращаются его портреты (Е. А. Третьяковой в "Лунной ночи", 1880, или "Неизвестной", 1883; оба - там же). Во всех этих вещах мастер выступает как непосредственный предшественник символизма.Работал и как педагог (преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, 1863-68), - самым знаменитым его учеником стал И. Е. Репин.Сочинения:Письма. Статьи. М., 1965-66. Т. 1-2.Литература Порудоминский В. И. И. Н. Крамской. М., 1974.Курочкина Т. И. И. Н. Крамской. М., 1980.И. Н. Крамской. 1837-1887: Выставка произведений к 150-летию со дня рождения. М., 1988.М. Н. Соколов  

КРАМСУ (Kramsu) Карло Роберт (1855-95) финский поэт. Стихи и баллады о Дубинной войне (сборник "Стихотворения", 1878).

 «  
кр  |  крае  |  крак  |  крам  |  кран  |  крас  |  красн  |  красно  |  краснов  |  красное  |  красноя
  » 
 
 

    Словарь русского языка
Copyright © Target-Multimedia, 2008-2012. Все права защищены.
   
Страница сгенерирована за: 0.00916 секунд. Кэширование включено. Сервер 2.