Все словари     Target-Multimedia  
 
 
 
 01
 02
 03
 04
 05

Энциклопедический словарь :: К

 «  
карав  |  караг  |  карад  |  карак  |  карам  |  карас  |  карат  |  карач  |  карб  |  карбо  |  карбу  |  кард
  » 

КАРАВАДЖИЗМ художественная система, характерная для начального этапа развития реалистической живописи 17 в. (монументализация обыденного мира с помощью светотеневых контрастов), созданная Караваджо и его последователями (караваджистами: О. Джентилески в Италии, Х. Тербрюггеном в Нидерландах, Х. Риберой в Испании). Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур.  

КАРАВАДЖО (Caravaggio) (наст. фам. Меризи Merisi) Микеланджело да (1573-1610), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в., внес в нее демократизм, повышенное чувство материальности, эмоционального напряжения, выраженное через контрасты света и тени (караваджизм). Живопись Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Автор исключительных по драматической силе религиозных композиций ("Положение во гроб", ок. 1602-04), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин.---КАРАВАДЖО (Caravaggio) Микеланджело да (настоящее имя Микеланджело Меризи) (28 сентября 1573, Караваджо - 18 июля 1610, Порто д Эрколе, Тоскана), итальянский художник, реформатор европейской живописи 17 в., один из крупнейших мастеров барокко.БиографияУчился у Симоне Петерцано в Милане. В начале 1590-х переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. В мае 1606, после ссоры во время игры в мяч и убийства на дуэли участника ссоры, был вынужден бежать из Рима в Неаполь, откуда в 1607 перебрался на остров Мальта. Здесь, вступив в конфликт с могущественным вельможей, был брошен в тюрьму, бежал на Сицилию. В 1608-09, преследуемый наемными убийцами, подосланными тем же вельможей, скитался по городам Сицилии и южной Италии, в 1610, рассчитывая на помощь римских покровителей и прощение папы, отправился в Рим. По дороге был по ошибке арестован испанскими таможенниками, затем продолжил путь и в городке Порто д Эрколе умер от лихорадки в возрасте 37 лет.Ранний периодБурная и драматическая жизнь Караваджо соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры. Уже в первых выполненных в Риме работах: "Маленький больной Вакх" (ок. 1591, Рим, галерея Боргезе), "Мальчик с фруктами" (ок. 1593, там же), "Вакх" (ок. 1593, Уффици), "Гадание" (ок. 1594, Лувр), "Лютнист" (ок. 1595, Эрмитаж), он выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи. Своим героем он делает человека из уличной толпы - римского мальчишку или юношу, наделенного грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щеголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха. Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.Не чуждаясь нарочито натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и жестокости ("Жертвоприношение Авраама", ок. 1596, Уффици; "Юдифь и Олоферн", ок.1596, собрание Коппи, Рим), Караваджо в ряде других картин того же периода находит более глубокую и поэтически значительную трактовку образов ("Отдых на пути в Египет", ок. 1595 и "Кающаяся Мария Магдалина", ок. 1596, галерея Дория-Памфили, Рим).Зрелое творчествоПериод творческой зрелости (конец 16 - первое десятилетие 17 вв.) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Матфею (1599-1602, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли, Рим). В первом и самом значительном из них - "Призвание апостола Матфея", - перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события - вторжения света Истины в самые низы жизни. "Погребной свет", проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, желтый плащ св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени.Во второй картине этого цикла - "Мученичество св. Матфея" - возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Третья картина - "Св. Матфей и ангел" (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время 2-й мировой войны) - была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола.В алтарных картинах "Мученичество св. Петра" и "Обращение Савла" (1600-01, Санта Мария дель Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Еще более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах "Положение во гроб" (1602-04, Ватиканская пинакотека) и "Успение Марии" (1605-06, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в т. ч. Рубенса (по его настоянию "Успение Марии", отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи).Поздние работыПатетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю "Семь дел милосердия" (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. В последних работах - "Казнь Иоанна Крестителя" (1608, Ла Валетта, собор), "Погребение св. Лючии" (1608, Санта Лючия, Сиракузы), "Поклонение пастухов" (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц.Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров 17 века - Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта.Литература:Знамеровская Т. Микельанджело да Караваджо. М., 1955.Всеволожская С. Микельанджело да Караваджо. М., 1960.Микеланджело да Караваджо: Документы. Воспоминания современников. М., 1975.Лонги Р. Караваджо // От Чимабуэ до Караваджо. М., 1984.Baumgart F. Caravaggio. Kunst und Wirklichkeit. Berlin, 1955.Longhi R. Caravaggio. Dresden, 1968.Caravaggio e il suo tempo: Catalogo della Mostra. Napoli, 1985.И. А. Смирнова  

КАРАВАЕВ Николай Михайлович (1890-1979) российский ученый, член-корреспондент АН СССР (1946). Труды по геохимии и классификации ископаемого топлива.

КАРАВАЕВА Анна Александровна (1893-1979) русская писательница. В романе "Лесозавод" (1928) - о нравственных проблемах после Революции 1917. Роман-трилогия "Родина" (1943-50; Государственная премия СССР, 1951) о Великой Отечественной войне. Повести.

КАРАВАЙ в восточнославянской мифологии существо, олицетворяющее плодородие. Его символ - священный хлеб.

КАРАВАЙКА птица семейства ибисов. Длина до 60 см. Распространена главным образом в тропиках и субтропиках, а также в Юж. Европе, Казахстане и Ср. Азии. Гнездится колониями по болотистым побережьям рек и озер.

КАРАВАЙКО Григорий Иванович (р. 1936) российский микробиолог, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Исследования по физиологии, биохимии и экологии микрооорганизмов, участвующих в разложении сульфидных и силикатных минералов, а также в выщелачивании и биосорбции металлов.

КАРАВАК (Caravaque) Луи (кон. 17 в. - 1754) французский живописец. С 1716 в России. Портреты Каравака ("Императрица Анна Ивановна", 1730) в духе барокко и рококо оказали влияние на русский портрет сер. 18 в. Батальные картины.

КАРАВАН (от перс. карван)

1) ряд вьючных животных (верблюдов, мулов и др.), перевозящих грузы и людей по степям и пустыням.

2) Несколько судов, идущих одно за другим.  

КАРАВАН-САРАЙ (перс. букв. - дом караванов), постоялый и торговый двор в городах и на дорогах Ближнего Востока, Ср. Азии, Закавказья: укрепленный двор, окруженный помещениями, в Армении также зал, разделенный на нефы.

КАРАВЕЛЛА (итал. caravella) морское парусное (3-4 мачты) судно с одной палубой и высокими бортами и надстройками в носовой части и на корме, распространенное в странах Средиземного м. в 13-17 вв. Колумб на каравелле совершил плавание через Атлантический ок., а Васко да Гама - из Европы в Индию.

КАРАВЕЛОВ Любен (ок. 1834-79) болгарский писатель, публицист, философ. Брат П. Каравелова. Член Болгарского революционного центрального комитета, автор его программы. "Памятники народного быта болгар" (1861), сборник рассказов и повестей "Страницы из книги страданий болгарского племени" (1868), повесть "Болгары старого времени" (1872).  

КАРАВЕЛОВ Петко (1843-1903) премьер-министр в 1880-81, 1884-86, 1901, один из регентов (1886) Болгарии. Брат Л. Каравелова. Один из основателей (1879) и лидер Либеральной партии (распадается на ряд фракций с 80-х гг. 19 в.). Был в оппозиции к князю Баттенбергу, затем к князю Фердинанду I Кобургскому.

 «  
карав  |  караг  |  карад  |  карак  |  карам  |  карас  |  карат  |  карач  |  карб  |  карбо  |  карбу  |  кард
  » 
 
 

    Словарь русского языка
Copyright © Target-Multimedia, 2008-2012. Все права защищены.
   
Страница сгенерирована за: 0.0131 секунд. Кэширование включено. Сервер 2.