Все словари     Target-Multimedia  
 
 
 
 01
 02
 03
 04
 05

Энциклопедический словарь :: Г

 «  
гони  |  гоно  |  гонс  |  гонч  |  гончи  |  гор  |  горб  |  горбу  |  горг  |  горд
  » 

ГОНЧАР Андрей Александрович (р. 1931) российский математик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Труды по теории функций.

ГОНЧАР Иван Тарасович (1888-1944) украинский мастер народной керамической скульптуры. Острогротескные группы и фигурки ("Один с сошкой - семеро с ложкой", 1910, "Белые бегут", 1920).

ГОНЧАР Николай Николаевич (р. 1946) российский государственный деятель. В 1976-82 заведующий отделом НИИ экономических проблем комплексного развития народного хозяйства г. Москвы. В 1982-90 на партийной и советской работе. В 1990-93 заместитель председателя, затем председатель Моссовета. В 1993-95 депутат Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. С 1995 депутат Государственной думы Федерального Собрания.  

ГОНЧАР Олесь (Александр Терентьевич) (1918-1995) украинский писатель, академик АН Украины (1978), Герой Социалистического Труда (1978). Рассказы, трилогия "Знаменосцы" (1946-48) о Великой Отечественной войне; романы "Таврия" (1952), "Перекоп" (1957) о Гражданской войне; в романах "Тронка" (1963; Ленинская премия, 1964), "Собор" (1968), "Циклон" (1970), "Берег любви" (1976), "Твоя заря" (1980) - нравственно-этическая проблематика. Государственная премия СССР (1948, 1949, 1982).  

ГОНЧАРЕНКО Агапий (наст. имя и фам. Андрей Онуфриевич Гумницкий) (1832-1916) дьякон русской посольской церкви в Афинах, затем корреспондент и в 1860-61 наборщик Вольной русской типографии в Лондоне. С 1864 в США. В 1872-73 редактор-издатель русской газеты "Свобода".

ГОНЧАРЕНКО Олег Георгиевич (1931-86) российский спортсмен, заслуженный мастер спорта (1953). Первый советский чемпион мира по конькобежному спорту (1953). Абсолютный чемпион мира (1953, 1956, 1958), Европы (1957-58), СССР (1956, 1958).

ГОНЧАРНЫЙ ГОРН печь для обжига керамики. Появился на Др. Востоке ок. 3-го тыс. до н. э.

ГОНЧАРНЫЙ КРУГ станок для формовки глиняной посуды. Появился на Др. Востоке в 4-3-м тыс. до н. э. Древнейший гончарный круг вращался рукой; более совершенный гончарный круг имел внизу маховое колесо, вращаемое ногами.

ГОНЧАРОВ Андрей Александрович (р. 1918) российский режиссер, народный артист СССР (1977), Герой Социалистического Труда (1987). В театре с 1942. Работал в Московском театре сатиры, Московском театре имени Ермоловой. С 1958 главный режиссер Московского драматического театра, с 1967 - Московского театра имени Маяковского. Поставил: "Трамвай "Желание" Т. Уильямса (1970), "Беседы с Сократом" Э. С. Радзинского (1975), "Леди Макбет Мценского уезда" по Н. С. Лескову (1979) и др. Государственная премия СССР (1977, 1984).  

ГОНЧАРОВ Андрей Дмитриевич (1903-79) график, народный художник России (1979), член-корреспондент АХ СССР (1973). Мастер ксилографии, в оформлении книги достиг единства ее элементов, убедительности и эмоциональности образов, сочности тонов (иллюстрации к произведениям У. Шекспира, изданы в 1953-64). Государственная премия СССР (1973).  

ГОНЧАРОВ Борис Прокопьевич (р. 1934) российский литературовед, доктор филологических наук (1979). Основная сфера интересов - стиховедение, творчество В. В. Маяковского. Исследования: "Звуковая организация стиха и проблемы рифмы" (1973), "О поэтике Маяковского" (1973), "Поэтика Маяковского. Лирический герой послеоктябрьской поэзии и пути его художественного утверждения" (1983), "Анализ художественного произведения" (1987).  

ГОНЧАРОВ Иван Александрович (1812-91) русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В романе "Обломов" (1859) судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное ("обломовщина"), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего "прогресса". В романе "Обыкновенная история" (1847) конфликт между "реализмом" и "романтизмом" предстает как существенная коллизия русской жизни. В романе "Обрыв" (1869) поиски нравственного идеала (особенно женские образы), критика нигилизма. Цикл путевых очерков "Фрегат "Паллада" (1855-57) - своеобразный "дневник писателя"; литературно-критические статьи ("Мильон терзаний", 1872).  

ГОНЧАРОВ Юрий Данилович (р. 1923) русский писатель. В прозе обращается к военной (повесть "Неудача", 1964) и деревенской темам. В 1960-е гг. неоднократно подвергался критике за правдивое изображение советской действительности. Сборники повестей и рассказов: "Любимая наша земля" (1952), "Нужный человек" (1973), "Ожидания" (1985), "Большой марш" (1986) и др.  

ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна (1881-1962) российский живописец. С 1915 в Париже. Близким к примитивизму произведениям Гончаровой ("Мытье холста", 1910) присущи лубочная экспрессия и яркая декоративность образов. Выступала как художник театра (спектакли "Русских сезонов").

ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна [21 июня (2 июля) 1881 село Нагаево под Тулой - 17 октября 1962, Париж], живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор. Выдающийся представитель русского авангарда начала 1910-х гг., один из самых ярких сценографов 20 века. Наталия Гончарова происходила из рода пушкинских Гончаровых (двоюродная правнучка жены поэта). В 1901 поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры к С. М. Волнухину и П. П. Трубецкому, однако вскоре обратилась к занятиям живописью (класс К. А. Коровина); затем оставила училище, но поддерживала с ним связь до 1909. В начале творческого пути художница, по собственным словам, "более всего училась у современных французов"; выйдя замуж за выдающегося живописца М. Ф. Ларионова, она полностью разделила его устремления и художественные взгляды, всегда оставаясь, однако, самостоятельной величиной в искусстве. В 1907-11 гг. живопись Гончаровой формировалась под воздействием стилистики примитива. Художница сосредоточилась преимущественно на традициях архаического искусства, древнерусской иконописи и народного лубка, чаще всего лубка церковного. В 1911 Гончарова написала несколько живописных циклов, ставших лучшими в ее творческой биографии (ансамбль "Евангелисты" из четырех полотен, масло, Русский музей, серии "Сбор винограда" и "Жатва", каждая из девяти картин). Сюжеты и темы работ непосредственно соотносились с христианской символикой, в полотнах "Жатвы" главенствующими были апокалиптические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей кары, возмездия ("Птица-Феникс", "Ангелы, мечущие камни на город", обе в Третьяковской галерее). Неопримитивистские полотна Гончаровой отличались напряженной экспрессией и выдающимися декоративными достоинствами; ритмическое движение линий и пятен, акцентированное тяготение к плоскости, острые сочетания звучных красок подчеркивали стремление художницы к большой монументальной форме - привязанность к обобщенно-декоративным живописным задачам пройдет через все ее творчество. С начала 1910-х гг. Гончарова обратилась к более синтетичному стилю, включавшему элементы кубизма и футуризма ("Аэроплан над поездом", масло, 1913, Музей изобразительных искусств республики Татарстан, Казань). После кубофутуристического периода разрабатывала новое направление - изобретенный Ларионовым лучизм. Но и в "лучистских" полотнах художница исходила из фигуративности, живописными построениями цветотоновых лучей стремясь создать живописно-абстрактную картину на основе переработки впечатлений от предметного мира ("Лучистское построение", масло, 1913, Государственная галерея Штутгарта, Германия, "Лес", масло, 1913, собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано, Швейцария). В графике данного периода Гончарова чаще всего сочетала приемы лучизма и кубофутуризма - в этом ключе проиллюстрированы некоторые футуристические книги А. Е. Крученых и В. Хлебникова ("Мирсконца", М., 1912; "Игра в аду", М., 1912; "Взорваль", СПб., 1913; "Пустынники", М., 1913). Начав выставляться с 1904, Гончарова в 1906 была участницей Русского отдела в Осеннем Салоне в Париже. В 1910 вместе с Ларионовым стала одним из учредителей общества "Бубновый валет". В 1911-12 - член группы "Ослиный хвост", в 1913 входила в группу "Мишень". Выставлялась на лондонских и парижских выставках, мюнхенском "Синем всаднике" (1912). В 1914 Гончарова по заказу С. П. Дягилева создала эскизы оформления оперно-балетной постановки "Золотой петушок" Н. А. Римского-Корсакова. Спектакль имел шумный успех в Париже; в 1915, приняв предложение Дягилева постоянно работать в антрепризе, она вместе с Ларионовым покинула Москву. В 1917 супруги окончательно обосновались в Париже (французское гражданство художница получила в 1939). Центр французского периода Гончаровой - театр. Вплоть до смерти Дягилева в 1929 она была одним из ведущих художников его антрепризы ("Испания" М. Равеля, 1916; "Ночь на Лысой горе" М. П. Мусоргского, 1923, "Жар-птица" И. Ф. Стравинского, 1926 и др.). Многие ее станковые вещи 1920-30-х гг. были связаны с миром театральной декорации или костюма. В 1920-е гг. и позднее занималась живописью, иллюстрировала книги и работала как художник-декоратор над театральными постановками. В 1950-е гг. писала многочисленные натюрморты и полотна "космического цикла". Возрождение широкого интереса к искусству Ларионова и Гончаровой началось с 1960-х гг. - их выставки прошли во многих странах и городах Европы и Америки. Работы Гончаровой представлены во всех крупных музейных собраниях мира.  

 «  
гони  |  гоно  |  гонс  |  гонч  |  гончи  |  гор  |  горб  |  горбу  |  горг  |  горд
  » 
 
 

    Словарь русского языка
Copyright © Target-Multimedia, 2008-2012. Все права защищены.
   
Страница сгенерирована за: 0.01092 секунд. Кэширование включено. Сервер 2.