Все словари     Target-Multimedia  
 
 
 
 01
 02
 03
 04
 05

Энциклопедический словарь :: Г

 «  
гви  |  гвин  |  гво  |  ге  |  гев  |  гег  |  гед  |  гез  |  гейд  |  гейз
  » 

ГЕ Николай Николаевич (1831-94) российский живописец. Один из основателей Товарищества передвижников. Психологические портреты ("А. И. Герцен", 1867 и др.), исторические картины ("Петр I допрашивает царевича Алексея", 1871 и др.), экспрессивные, драматические композиции на религиозно-этические темы ("Что есть истина?", 1890).  

ГЕ Николай Николаевич [15 (27) февраля 1831 Воронеж - 1 (13) июня 1894, хутор Ивановский, ныне имени Т. Г. Шевченко Черниговской области Украины], российский художник. Выдающийся мастер портрета и сюжетной, в том числе религиозной, картины, обновивший ее язык в преддверии символизма и авангарда. Годы учения Выходец из семьи помещика, первоначально учился на математических отделениях Киевского и Петербургского университетов (1847-50). В 1850 поступил в Академию художеств, которую окончил в 1857. Во время учебы в Академии испытал большое влияние К. П. Брюллова и А. А. Иванова. Работал в Риме и Флоренции (1857-69), в Санкт-Петербурге, а с 1876 - на хуторе в Черниговской области. Был одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Ранний период. "Тайная вечеря" Первой, по его собственным словам, "самостоятельной картиной", к тому же вызвавшей бурный общественный резонанс, стала "Тайная вечеря" (1863, Русский музей). Ге отказался здесь от академически идеализированной трактовки религиозного сюжета, представив его как реальную психологическую драму. Противостояние Христа и Иуды, тема отступничества наложились в сознании интеллигенции на смуту и раскол, царившие в политической оппозиции тех лет, что усилило актуальность картины. Другим важным успехом Ге явился портрет А. И. Герцена (1867, Третьяковская галерея), "рембрандтовский" по своей драматической светотени, влекущий особой пытливой остротой герценовского взгляда. Исторические картины Мастер выступил и как реформатор исторического жанра. Трагический конфликт не только двух персонажей, но и двух антагонистических эпох русской истории пронизывает картину "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" (1871, Третьяковская галерея). Картины "Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы" (1874, Третьяковская галерея) и "Пушкин в Михайловском" (1875, Харьковский художественный музей) уже не достигают такой драматической силы, хотя и в них Ге, предвосхищая "Мир искусства", стремится придать образам прошлого особую, "современную", эмоциональную остроту. Евангельские темы. Ге и Толстой Отдав дань романтизму, Ге с годами занимает уникальное положение в русском искусстве 19 в., - прежде всего, в силу возрастающей "протоавангардной" экспрессии своего колорита, чутко выражающего динамику внутренних духовных поисков мастера. С 1880-х годов он становится близким другом и последователем Л. Н. Толстого. Стремясь "демифологизировать" Евангелие, приблизить его к мыслям и чувствам современников, Ге переходит к широкой, эскизной манере письма, обостряя цветосветовые контрасты. В картине "Что есть истина?" (1890, Третьяковская галерея) Христос изображен перед Пилатом, обращающим к нему свой насмешливо-цинический вопрос. Л. Н. Толстой высоко оценил это произведение, считая, по его собственным словам, что оно составляет "эпоху в христианской живописи", ибо вместо "отношения к Христу как к Богу" дает "нравственное понятие его жизни и учения" [из письма к Дж. Кеннану (1890)]. Экспрессионизм Ге, мощная выразительность крупного, мерцающего мазка достигают апогея в картинах "Христос и Никодим" (1880-е гг.) и "Голгофа" (1893; обе в Третьяковской галерее). В двух вариантах "Распятия" (1892-94; местонахождение одного неизвестно, другое хранится в музее д Орсе в Париже) атмосфера исступленного отчаяния производила шокирующий эффект. Такого рода образы вызвали резкую критику со стороны церкви и консервативных кругов общества; с другой стороны, политические и религиозные вольнодумцы почитали их в виде своего рода "толстовских икон". Портреты Параллельно мастер создает замечательные, полные внутренней одухотворенности портреты - в частности, портрет Л. Н. Толстого за письменным столом, который считается одним из лучших прижизненных изображений писателя. Портрет Н. И. Петрункевич на фоне окна, открытого в сад (1892-93; оба - в Третьяковской галерее) демонстрирует и замечательный талант Ге-пейзажиста, поэта пленэрной живописи (пейзаж как звучный, лирически-страстный фон или как самостоятельный образ вообще играет в его искусстве весьма важную роль). Хотя Ге сам почти не занимался педагогической деятельностью, у него оказалось много преемников, которых влекло в первую очередь его "духовидческое" мастерство колориста. Отзвуки его искусства звучали очень мощно, в диапазоне от М. А. Врубеля до С. М. Романовича.  

ГЕБ в египетской мифологии божество земли и плодородия, один из гелиопольской Эннеады богов. В "Текстах пирамид" выступает как воплощение подземного мира и бог Дуата, принимающий участие в суде Осириса над умершими.

ГЕБА в греческой мифологии богиня вечной юности, дочь Зевса и Геры, на пирах богов выполняла обязанности виночерпия. Супруга Геракла.

ГЕББЕЛЬ К. Ф. см. Хеббель К. Ф.

ГЕББЕЛЬС (Goebbels) Йозеф (1897-1945) с 1933 министр пропаганды, глава пропагандистского аппарата фашистской Германии. Идеолог расизма, насилия и захватнических войн. В 1944 назначен имперским уполномоченным по тотальной военной мобилизации. После вступления советских войск в Берлин покончил жизнь самоубийством. На Нюрнбергском процессе признан одним из главных нацистских военных преступников.  

ГЕБЕФРЕНИЯ (от греч. hebe - юность и phren - ум) (гебефренический синдром) психическое расстройство, характеризующееся дурашливым двигательным и речевым возбуждением, разорванностью мышления, повышенным настроением.

ГЕБРА (Хебра) (Hebra) Фердинанд (1816-1880) австрийский врач, один из основоположников дерматологии. Создал первую дерматологическую клинику. Предложил патологоанатомическую классификацию дерматозов, разрабатывал методы их лечения. Описал ряд заболеваний кожи, названных его именем.

ГЕБРИДСКИЕ ОСТРОВА (Гебриды) (Hebrides) архипелаг в Атлантическом ок., в составе Великобритании. Ок. 500 островов (Льюис, Скай, Малл и др.), площадь 7,5 тыс. км2. Высота до 1009 м. Лавовые поля, следы древнего оледенения. Луга, верещатники, торфяники. Рыболовство, овцеводство.

ГЕБРЫ приверженцы зороастризма в Иране. В Индии потомков гебров называют парсами.

 «  
гви  |  гвин  |  гво  |  ге  |  гев  |  гег  |  гед  |  гез  |  гейд  |  гейз
  » 
 
 

    Словарь русского языка
Copyright © Target-Multimedia, 2008-2012. Все права защищены.
   
Страница сгенерирована за: 0.01184 секунд. Кэширование включено. Сервер 2.