Все словари     Target-Multimedia  
 
 
 
 01
 02
 03
 04
 05

Энциклопедический словарь :: С

 «  
сенс  |  сент  |  сентк  |  сень  |  сеп  |  сер  |  серап  |  серб  |  серв  |  серг  |  серд
  » 

СЕРВАЖ вид феодальной зависимости в средневековой Зап. Европе; см. Сервы.

СЕРВАНТЕС Сааведра (Cervantes Saavedra) Мигель де (1547-1616) испанский писатель. Пасторальный роман "Галатея" (1585), патриотическая трагедия "Нумансия", "Назидательные новеллы" (1613), "Новые восемь комедий и интермедий" (1615), любовно-приключенческий роман "Странствия Персилеса и Сихизмунды" (опубликован 1617). Главное произведение - роман "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" ("Дон Кихот", ч. 1, 1605, ч. 2, 1615), в котором органически сочетаются реализм, героика и романтика - одно из выдающихся сочинений эпохи Возрождения, оказавшее большое влияние на мировую культуру. Пародируя рыцарский роман, Сервантес дал широкую картину жизни Испании, трагикомически изобразил мир непрактичного духа и бездуховной практики. Образы странствующего рыцаря Дон Кихота и его оруженосца Санчо Пансы стали нарицательными.  

СЕРВЕ (Servais) Адриен Франсуа (1807-1866) бельгийский виолончелист и композитор. Гастролировал, в т. ч. в России. Сочинения для виолончели. Профессор Брюссельской консерватории (с 1848).

"СЕРВЕЙЕР" ("Surveyor") серия американских космических летательных аппаратов для исследования Луны, рассчитанных на мягкую посадку с т. н. попадающей траектории; программа их разработки. Масса "Сервейера" на Земле 1 т, после посадки на Луну 285 кг. В 1966-68 было запущено 7 "Сервейеров".

СЕРВЕТ (Servetus Servet) Мигель [1509 или 1511, Вильянуэва (Арагон, Испания) - 1553, Женева], испанский мыслитель, богослов-антитринитарий, врач, впервые в Европе описавший малый круг кровообращения. Изучал право в Тулузском университете, затем некоторое время был секретарем Хуана де Кинтаны, исповедника Карла V. Покинул Испанию в 15-летнем возрасте; его дальнейшая жизнь прошла в скитаниях. После смерти Кинтаны жил в Базеле, а позже - в Страсбурге, где познакомился с видными немецкими гуманистами, Буцером и Эколампадием. В эти годы он приходит к отрицанию христианского догмата Троицы. В 1531 выходит в свет его трактат "Об ошибках троичности", а через год - второй трактат "Две книги диалогов о Троице", ставший ответом на полемику в связи с его первой работой. Антитринитарные взгляды Сервета вызвали протест как в католическом, так и в протестантском мире, и он был вынужден скрываться, приняв имя Михаила Виллановануса (Мишель Вильнев), по имени своего родного города. После 1532 Сервет поселяется в Лионе и в течение 3 лет работает в типографии Трехзелей. В этот период он пишет комментарии к новому изданию "Географии" Птолемея, в котором, в частности, восстанавливает забытый приоритет Колумба в открытии Нового света. В 1535-38 изучает медицину в Парижском университете. Его астрологические занятия вызвали недовольство профессоров университета, дело рассматривалось Парижским парламентом, после чего Сервет был вынужден бежать из города. Он живет в различных городах Франции, занимаясь под чужим именем врачебной практикой. После 1540 становится личным врачом архиепископа Пьера Пальмье во Вьенне. Переписка с Кальвином, которую Сервет ведет в течение нескольких лет, выявляет полное несогласие их во взглядах, и Кальвин причисляет Сервета к числу злейших врагов христианской религии.В 1553 во Вьенне анонимно выходит главный труд Сервета "Восстановление христианства", изучающий основы его антитринитарной "рациональной теологии" Считая обессмысленным крещение младенцев, Сервет полагает, что крещение должно происходить уже в зрелом, сознательном возрасте. Рассматривая понятие души, Сервет попытался дать представление о крови как обиталище души, впервые в Европе описал малый круг кровообращения. Приоритет его в изучении кровообращения считался неоспоримым до тех пор, пока в 1929 в Дамаске не была найдена рукопись арабского врача Ибн-ан-Нафиса с описанием легочного кровообращения. Прямые текстовые совпадения в описаниях Сервета и Ибн-ан- Нафиса позволяют предполагать знакомство Сервета с текстом его арабского предшественника.Книга Сервета была признана еретической, а весь тираж ее уничтожен. Книга вышла с инициалами M. S. V., что позволило инквизиции установить авторство Сервета. Он был арестован, но во время судебного процесса бежал из тюрьмы и был заочно приговорен к смерти. Покинув Францию, Сервет, по-видимому, пытался найти убежище в Неаполе. Его путь лежал через Женеву, где он был узнан Кальвином и по приговору женевской консистории сожжен на костре.На протяжении всей жизни Сервет не был принят ни католиками, ни протестантами. Он вошел в историю прежде всего как первая жертва протестантского фанатизма, и его смерть положила начало многовековой дискуссии о свободе совести. Первым трудом на эту тему был трактат известного итальянского гуманиста Себастьяна Кастеллио "О еретиках" (1554). Вольтер писал в "Опыте о нравах", что казнь Сервета произвела на него большее впечатление, чем все костры инквизиции.Сочинения:O Malley Ch. D. Michael Servetus. A trauslation of his geographical, astrological and medical writings. Philadelphia, 1953.Литература:Bainton R. H. Hunted Heretic. A life and death of Michael Servetus. Boston, 1953.Baron Fernandez J. Miguel Servet. Su vida y su obra. Madrid, 1970.Savonarole. Michel Servet. Les grandes proces d histoire. Paris, 1979.Gordon Kinder A. Michael Servetus. 1989.Е. Е. Бергер  

СЕРВЕТ (Servet) Мигель (1509 или 1511-53) испанский мыслитель, врач. Высказал идею о существовании малого круга кровообращения и предугадал его физиологический смысл. Из-за критики христианских догматов подвергался преследованиями как со стороны католиков, так и со стороны кальвинистов. По указанию Ж. Кальвина обвинен в ереси и сожжен.  

"СЕРВЕТИ-ФЮНУН" ("Serveti funun" - "Богатство наук") турецкий литературный журнал, вокруг которого группировались писатели, создавшие т. н. "новую литературу". Выходил в Стамбуле в 1891-1944. Защищал западническую ориентацию.

СЕРВИЙ ТУЛЛИЙ (Servius Tullius) согласно античному преданию, шестой царь Др. Рима в 578-534/533 до н. э., ему приписывается проведение центуриатной реформы, по которой плебеи были введены в состав римской общины и все население Рима разделено на 5 разрядов по имущественному цензу.

СЕРВИЛИЗМ (от лат. servilis - рабский) рабская психология, раболепие, прислужничество, угодливость.

СЕРВИС (англ. service - служба) обслуживание населения в различных сферах повседневной жизни (напр., гостиничный сервис, автомобильный сервис).

СЕРВИТУТ (от лат. servitus - рабство подчиненность), в римском, а также в праве ряда современных государств - установленное законом ограниченное право пользования чужим имуществом (напр., право прохода по земельному участку соседа).

СЕРВОМЕХАНИЗМ (от лат. servus - раб слуга и механизм), устройство в системах автоматического регулирования, осуществляющее за счет энергии вспомогательного источника механическое перемещение (перестановку) регулирующего органа системы в соответствии с получаемыми сигналами управления.

СЕРВЫ (от лат. servus - раб) в средневековой Зап. Европе категория феодально-зависимых крестьян, наиболее ограниченных в правах: в переходе из одной сеньории в другую, отчуждении земельных держаний, наследовании имущества, свободе брака и др. (уплачивали особые поборы). К 16 в. сохранились лишь пережитки серважа.

 «  
сенс  |  сент  |  сентк  |  сень  |  сеп  |  сер  |  серап  |  серб  |  серв  |  серг  |  серд
  » 
 
 

    Словарь русского языка
Copyright © Target-Multimedia, 2008-2012. Все права защищены.
   
Страница сгенерирована за: 0.01406 секунд. Кэширование включено. Сервер 2.