Все словари     Target-Multimedia  
 
 
 
 01
 02
 03
 04
 05

Энциклопедический словарь :: С

 «  
сере  |  серебря  |  серед  |  сери  |  серн  |  серо  |  серп  |  серр  |  серы  |  сес  |  сет  |  сеу
  » 

СЕРОБАКТЕРИИ сборная группа бактерий, способных окислять сероводород и др. неорганические соединения серы, а также молекулярную серу. К серобактериям относят многие фототрофные пурпурные и зеленые бактерии, некоторые цианобактерии, а также ряд нефотосинтезирующих бактерий (напр., тионовые бактерии). Обитают в пресных и соленых водах, в серных источниках с невысоким содержанием H2S.  

СЕРО-БУРЫЕ ПУСТЫННЫЕ ПОЧВЫ тип почв пустынной зоны умеренного пояса. Содержат 0,3-0,7% гумуса. Пастбища; при орошении - посевы хлопчатника, кукурузы, овощных и др., сады. Распространены в Ср. Азии, Казахстане, Китае и Монголии.

СЕРОВ (до 1934 и в 1937-39 Надеждинск в 1934-37 Кабаковск), город (с 1926) в Российской Федерации, Свердловская обл., на р. Каква. Железнодорожный узел. 105,4 тыс. жителей (1993). Черная металлургия. Лесная, деревообрабатывающая и др. промышленность. ГРЭС. Театр. Краеведческий музей. Возник в 1894. Назван по имени А. К. Серова.  

СЕРОВ Александр Николаевич (1820-71) российский композитор и музыкальный критик. Оперы "Юдифь" (1862), "Рогнеда" (1865), "Вражья сила" (1871). Один из основоположников русской музыкальной критики. Яркую публицистичность сочетал с мастерством эстетического анализа. Труды о М. И. Глинке, А. С. Даргомыжском, Р. Вагнере, Л. Бетховене, русской и украинской песне и др.  

СЕРОВ Анатолий Константинович (1910-39) российский летчик истребительной авиации, Герой Советского Союза (1938), комбриг (1939). Участвовал добровольцем в 1937-38 в гражданской войне в Испании, командир эскадрильи, сбил 8 самолетов. Погиб в авиационной катастрофе.

СЕРОВ Валентин Александрович (1865-1911) российский живописец и график. Сын А. Н. Серова. Передвижник, член "Мира искусства". Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита отличаются ранние произведения ("Девочка с персиками", 1887; "Девушка, освещенная солнцем", 1988). Портретам зрелого периода присущи отточенная выразительность и лаконизм, подчеркнутая острота характеристик ("М. Н. Ермолова", 1905; "В. О. Гиршман", 1910-11); произведения на темы сельской жизни ("Октябрь. Домотканово", 1895), исторические композиции ("Петр I", 1907). Отдельные поздние произведения близки к стилю "модерн" ("Ида Рубинштейн", 1910). Мастер рисунка ("Басни Крылова", 1895-1911).  

СЕРОВ Валентин Александрович [7 (19) января 1865 Петербург - 22 ноября (5 декабря) 1911, Москва], российский художник. Его творчество виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангарда.Родился в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). В 1874-75 и 1878-82 брал частные уроки у И. Е. Репина, в 1880-85 посещал занятия в Академии художеств, где его главным наставником был П. П. Чистяков. Очень важны были и уроки современной западноевропейской, в т. ч. французской и немецкой живописи, а также искусства Возрождения и барокко (в частности, живописи Д. Веласкеса).Жил в Петербурге и Москве. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. Не раз жил и работал в Абрамцеве и Домотканове (Тверская область). Был членом Товарищества передвижных художественных выставок и объединения "Мир искусства".Начало творчестваПервые значительные произведения Серова ("Девочка с персиками", 1887; "Девушка, освещенная солнцем", 1888; обе - Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусства. Он добился поставленной цели - чувства "свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах" (как он позднее рассказывал И. Э. Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, - причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой. Серов быстро выдвинулся в ряд лучших портретистов России, проницательно заостряя самые характерные черты модели и добиваясь предельной живости световоздушной и цветовой среды. Таковы "А. Мазини" (1890), "К. А. Коровин" (1891), "Ф. Таманьо" (1891), "Н. С. Лесков" (1894; все - там же) - люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигает особой непринужденности в женских и детских портретах ("Н. Я. Дервиз с ребенком", 1888-89; "Мика Морозов", 1901; оба - Третьяковская галерея)."Деревенские" картиныОсобую главу составляют произведения "деревенского Серова" - этюды и картины с сельским пейзажем и жанром ("Заросший пруд. Домотканово", 1888; "Октябрь. Домотканово", 1895; обе - там же; "Зимой", 1898, Русский музей; "В деревне. Баба с лошадью", 1898; "Стригуны на водопое. Домотканово", 1904; обе - Третьяковская галерея). Тончайшее мастерство, растущее с годами, органически сочетается тут с простотой мотива, тоже возрастающей, так что в итоге скромные, серенькие будни природы и человека оказываются воплощением Искусства как такового, причем самой чистой пробы. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью. От живописи мастер естественно и легко обращается к снайперски меткому в постижении натуры рисунку как самостоятельному виду творчества. Эта самоценность рисунка в искусстве Серова особенно четко наметилась с 1895, когда он, получив заказ на иллюстрирование басен И. А. Крылова, начинает работать в зоопарке, создавая замечательные зарисовки животных.ПортретыНа рубеже веков Серов становится лучшим русским мастером светского и придворного портрета. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах ("Великий князь Павел Александрович", 1897, Третьяковская галерея; "Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов", 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. В 1900 он пишет портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года - Третьяковская галерея); самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императора.Желание писать "только отрадное" (о чем сам художник свидетельствует в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, 1887) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность - в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-07, когда Серова мучительно гнетет "тупая мгла" "российского кошмара" (из письма О. Ф. Серовой, 1907). Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок "1905 год. После усмирения" - Третьяковская галерея, темпера "Солдатушки, бравы ребятушки..." - Русский музей). Но, отвлекаясь от ужасов современности, он создает жизнеутверждающие, при всей их иронии и драматизме, образы родной истории. С 1899 Серов работал над иллюстрациями к книгам о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера "Петр I", 1907, Третьяковская галерея).В 1900-е гг. мастерство Серова-портретиста достигает апогея. В этих образах царит большой стиль модерна: культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы ("М. Н. Ермолова", 1905; "Ф. И. Шаляпин", уголь, мел, 1905; "Г. Л. Гиршман", темпера, 1907; "В. О. Гиршман", 1910-11; все - Третьяковская галерея; "Ида Рубинштейн", темпера, уголь, 1910, Русский музей); живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова - темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма ("Княгиня О. К. Орлова", 1911, там же). Композиции на античные темы ("Одиссей и Навзикая", "Похищение Европы"; обе - 1910, варианты хранятся в разных собраниях) обретают черты монументальных панно. Монументально-декоративные поиски находят воплощение и в театральных работах художника (эскизы занавеса к балету "Шехерезада" на музыку Н. А. Римского-Корсакова для "Русских сезонов" С. П. Дягилева - гуашь и другая техника, 1910-11, разные собрания).Влияние Серова в русском искусстве было очень значительным благодаря его умению показывать суть художественной проблемы, заостряя ее с предельной изысканностью. Серов плодотворно работал также и как педагог. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1897-1909; среди его непосредственных учеников - К. Ф. Юон, Н. Н. Сапунов, П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин.Литература:Грабарь И. Э. В. А. Серов. 2-е изд. М., 1980.Сарабьянов Д. В. В. А. Серов: Альбом. Л., 1982.Валентин Серов в переписке, документах и интервью. Л., 1985-89. Т.1-2.Валентин Серов: К 125-летию со дня рождения: Каталог выставки. Л., 1991.Алленова Е. М. Валентин Серов. М., 1996.М. Н. Соколов  

СЕРОВ Владимир Александрович (1910-68) российский живописец, народный художник СССР (1958), действительный член (1954), президент (с 1962) АХ СССР. Исторические картины ("Ходоки у В. И. Ленина", 1950); "Декрет о мире", 1957). Государственная премия СССР (1948, 1951).

СЕРОВА Валентина Васильевна (1917-75) российская актриса, заслуженная артистка России (1946). Снималась в фильмах: "Девушка с характером" (1939), "Сердца четырех" (1941) и др. Работала в Московском театре им. Ленинского комсомола, Малом театре, театре им. Моссовета. Государственная премия СССР (1947).

СЕРОВОДОРОД (сернистый водород) H2S, бесцветный газ с запахом тухлых яиц; tпл ?85,54 °С, tкип ?60,35 °С; при 0 °С сжижается под давлением 1 МПа. Восстановитель. Побочный продукт при очистке нефтепродуктов, коксовании угля и др.; образуется при разложении белковых веществ. Содержится в некоторых минеральных водах и лечебных грязях. Применяется в производстве серы, серной кислоты, сульфидов, в органическом синтезе, химическом анализе, для приготовления лечебных сероводородных ванн. Ядовит.  

СЕРОДИАГНОСТИКА (от лат. serum - сыворотка и диагностика) распознавание главным образом инфекционных заболеваний с помощью реакций, позволяющих обнаружить в сыворотке крови больного специфические антитела к определенному антигену (напр., реакция Вассермана при сифилисе, реакция Видаля при брюшном тифе).

СЕРОЕ ТЕЛО тело, коэффициент поглощения которого меньше 1 и не зависит от длины волны излучения.

СЕРОЗЕМЫ тип почв полупустынь субтропического пояса. Содержат 1-4% гумуса. Светлые, типичные и темные. На сероземах возделывают хлопчатник, сахарную свеклу, зерновые (при орошении), плодовые, виноград. Распространены в Средней и Передней Азии, Сев. Америке (юго-запад США, север Мексики), Австралии.

СЕРОЗНАЯ ОБОЛОЧКА выстилает внутренние полости тела человека и животных. В зависимости от местонахождения называется брюшиной, плеврой, перикардом, эпикардом. Серозная оболочка вырабатывает серозную жидкость, облегчающую движение внутренних органов, выполняет защитную функцию.

СЕРОЗНЫЙ (от лат. serum - сыворотка) сывороточный, похожий на сыворотку крови или образующийся из нее, напр. серозная жидкость.

СЕРОЛОГИЯ (от лат. serum - сыворотка и ...логия) раздел иммунологии, изучающий реакции антигена (микроба, вируса, чужеродного белка) с антителами вне организма.

СЕРОПРОФИЛАКТИКА (от лат. serum - сыворотка и профилактика) иммунизация людей и животных сыворотками, гамма-глобулинами для быстрого создания пассивного иммунитета после возможного заражения возбудителями инфекций.

СЕРОТЕРАПИЯ (от лат. serum - сыворотка и терапия) лечение человека или животных сыворотками, гамма-глобулинами (напр., при дифтерии, роже свиней).

СЕРОТОНИН производное аминокислоты триптофана. Синтезируется главным образом в центральной нервной системе и хромаффинных клетках желудочно-кишечного тракта. Медиатор проведения нервного импульса через синапс. Нейроны головного мозга позвоночных, использующие серотонин в качестве медиатора, участвуют в регуляции многих форм поведения, процессов сна, терморегуляции и др. Как гормон серотонин регулирует также моторику желудочно-кишечного тракта, выделение слизи, вызывает спазм поврежденных сосудов и т. п.  

СЕРОУГЛЕРОД CS2, бесцветная летучая жидкость с эфирным запахом, tкип 46,2 °С. На свету желтеет; отвратительно пахнет из-за частичного разложения. Растворяет жиры, масла, смолы, каучуки, серу, иод и др. Применяется в производстве вискозы и фунгицидов, для вулканизации каучука, как экстрагент. Ядовит и огнеопасен.

СЕРОШЕВСКИЙ (Sieroszewski) Вацлав (1858-1945) польский этнограф-сибиревед, писатель. Монография о якутах, рассказы и повести этнографического содержания о народах Дальнего Востока; романы "Беневский" (1916), "Океан" (1917).

 «  
сере  |  серебря  |  серед  |  сери  |  серн  |  серо  |  серп  |  серр  |  серы  |  сес  |  сет  |  сеу
  » 
 
 

    Словарь русского языка
Copyright © Target-Multimedia, 2008-2012. Все права защищены.
   
Страница сгенерирована за: 0.00926 секунд. Кэширование включено. Сервер 2.